ISSN 2782-2435 (Print),
ISSN 2782-2621 (Online)

Volume 1, Issue 2, 2021

1418
Abstract
Over its 300-year history, the Kuzbass Region has become one of the strongest industrial and coal mining areas. However, new environmental requirements stipulated by the Paris Agreement and the EU Energy Strategy require a new diversified and innovative economy, i.e. comfortable conditions for people to live and do business. The Strategy for Socio-Economic Development of Kuzbass through 2035 was approved by Regional Law No. 163‑OS on December 23, 2020. The Strategy covers human capital, ecology, reclamation water resources, digitalization, economy, investment, tourism, exhibitions, etc. All these aspects are highlighted in the monographs of the Strategy of the Kuzbass Region. The publications prove that a long-term strategy should combine traditional and novel competitive advantages of the region, which include hydrogen cluster, transport infrastructure, digitalization of business and other spheres, better environmental conditions, forest and land reclamation, sustainable use of water resources, as well as the importance of rebranding the region on the domestic and international arena.
1365
Abstract
New production technologies create more opportunities to meet people’s needs. However, they inevitably increase the antropogenic load on the environment. Therefore, the social conditions of industrial production have to be changed in such a way as to use the new technologies to solve the emerging problems without aggravating them. One option is to increase the knowledge intensity of production, which means that specific weight of knowledge should be embodied in the production and dominate the material costs. Another option is to replace human functions by automated production means. However, the current social production conditions concentrate new technological opportunities on the production and sales growth, which further increases consumption and the volume of absorbed natural resources. Consumption also grows due to the false needs imposed on consumers. Knowledge-intensive production creates prerequisites for the transition to the second generation industrial society, but this transition alone cannot solve the numerous global problems. The only solution is to replace the current economic criteria of production and consumption with those based on reason and culture, i.e. noonomy, which is a non-economic way of satisfying people’s needs. The roadmap towards noonomy should be a consciously managed strategic project based of the concept of strategizing developed by Professor V.L. Kvint.
1188
Abstract
In 2021, Uzbekistan finishes the implementation of the Strategic Roadmap for the development of the country in five socio-economic priority areas. The strategy proved to be a valuable experience in short-, medium-, and long-term strategizing at the national, regional, and industrial levels. The Strategic Roadmap can serve as a model for other post-Soviet countries because it is an excellent example of how to use potential capabilities and competitive advantages to modernize all socio-economic processes.
1386
Abstract
The present research featured various ways to increase the investment attractiveness of regions, realize the potential of their development strategies, and assess the resource provision of their strategic priorities. The limited resources and ever-growing interregional competition mean that regions strive to increase their competitiveness and attract the missing resources. The paper introduces a new approach to the problem: the factors of economic development of regions should be divided into basic and mobile. These two groups are to be analyzed for the level of provision of the regional strategic development. Such approach can help local authorities to attract resources and implement the sustainability of the regional strategy, thus increasing the local strategic investment attractiveness and improving the quality of life in the region. Regional governments should select priorities that have a high potential for attracting mobile resources from other regions. The paper also contains an algorithm for analyzing the resource provision of strategic priorities.
1256
Abstract
Modern media has transformed into a full-fledged industry, embedded in the national economy and inextricably linked with other industries. The strong dependence between the main economic indicators of the media industry and macroeconomic indicators determines the importance of a long-term media strategy. A successful strategy of media system development may improve the national economy and ensure social prosperity in the sense of Aristotelian eudaimonia. The research objective was to develop a new methodology for media strategizing with its mission, values, objectives, and strategic priorities. The study was based on strategy theory, media theory, mathematical economics, econometric methods of strategic media monitoring, and a new method of game-theoretic models of the three-sided market. The object of strategizing was a complex multi-level environment formed by media institutions in their interaction with each other and society, media market, infrastructure, manufacturers, developers, and distributors. The Russian media system was subjected to a primary OTSW analysis, which revealed five priorities. The author developed a quantitative assessment methodology for each priority. The research is a foundation for a separate interdisciplinary discipline “Theory of Media Strategy”.
1383
Abstract
Introduction. Industrial tourism is a niche tourism area that combines a unique emotional experience, educational functionality, and cultural and historical component in a single tourist product. Government and business have realized the strategic importance of industrial tourism. Together with the Agency for Strategic Initiatives (ASI), they are implementing comprehensive programs for the development of industrial tourism in regions with significant industrial heritage. Study objects and methods. The present research was based on the theory of strategy and methodology of strategizing developed by Professor V.L. Kvint. The authors performed an in-depth analysis of the competitive advantages and resource provision of the regions that signed an agreement with the ASI. Various economic, social, and other reasons force regional authorities to develop industrial tourism. However, unjustified development of industrial tourism may diffuse the limited regional, municipal, or company budgets. Results and discussion. Statistical indicators and strategic documents showed that the regions under discussion have certain industrial potential for the development of this type of tourism. However, poor transport infrastructure, transport accessibility, and tourist infrastructure reduce the chances to diversify the local economy through industrial tourism. Conclusion. Not all regions that have the ASI agreement have sufficient competitive advantages and resources for this strategic opportunity. New members must undergo a strategic analysis of the competitive advantages and priority directions. Regions with good competitive advantages should develop a special program or a strategy for the development of industrial tourism.
1200
Abstract
Introduction. The present article forecasts the organizational, economic, and strategic aspects of the multifunctional forestry capitalization in the Kemerovo region aka Kuzbass. The authors analyzed the current Russian laws in order to answer the following question: is multi-purpose forest utilization able to ensure the rights and interests of all its participants, while providing legal means to resolve various related issues? Study objects and methods. The research featured the legal norms in the field of forest, wildlife, and subsoil utilization. The authors assessed their ability to guarantee sustainable use of natural resources while protecting the rights and legitimate interests of forest users. The study was based on general standard methods of cognition and special legal methods. Results and discussion. Hunting is regulated by hunting sector agreements. The Forest Code and the Hunting Law of the Russian Federation do not prohibit or restrict other types of forest utilization of hunting grounds. Most Western European countries link land ownership to hunting rights, which makes landowners liable for damage caused by hunting and obliged to protect the local fauna. Conclusion. Russian legislation does not provide for direct conciliation and compensation mechanisms in cases a part of hunting ground is used for other purposes, e.g. mining. Russian legislation needs legal termination procedures for hunting sector agreements and compensation rules in case a land plot was seized from hunting providers for subsoil use.
1075
Abstract
Introduction. As a rule, strategic plans use the potential plant capacity to adapt the enterprise to adverse conditions, and these plans require constant adjustment. Strategic plans that rely on insufficient information about pant capacity may result in significant financial losses for the company. The research objective was to develop a principle for diagnosing sustainable growth based on potential capacity. Study objects and methods. The research featured three metallurgical enterprises, since metallurgy is of strategic importance for the domestic industrial development. The study involved such standard methods as system and situational analysis, expert assessments, correlation analysis, regression analysis, topological analysis, and statistical simulation. Results and discussion. The authors proposed an algorithm for calculating three types of potential capacity indicators: relative added value and revenue (y1), situational potential (y2) and performance (y3). The new methods made it possible to forecast the indicators of sustainable development and compare the mode of operation with standard value, i.e. the length of the estimated vector, which exceeded or equaled a certain fraction of its maximum possible value. If the vector length was less than this value, the stability started to decrease. The performance indicator demonstrated if the enterprise reached the maximal value of the indicator when it exceeded the boundary of the sustainability standard. Conclusion. The new approach provided a prompt assessment and forecast of the potential plan capacity. It could improve the forecast of potential instability, increase the flexibility of strategic plans, and prevent strategic shock.
1352
Abstract
The article introduces a new system of boreal forest management that aims at preserving the biodiversity, resources, and ecological potential. The research results can help to develop regional strategies for large forest regions that experience significant man-made impact. Antropogenic factors destroy the resource potential of forests, as well as their biological diversity, not to mention the hydrological regime of rivers. The paper features various measures that make it possible to avoid risks and ensure sustainable long-term use of forests.
1405
Abstract
ntroduction. The socio-economic development of the Russian Far East is one of the most important strategic directions of Russia, corresponding to the national interests and development vector. For this vector to be transmitted to the regional and sectoral level, it needs strategic opportunities, relevant in the context of multiple trends and limited resource base. Energy security includes reliable energy consumption and efficiency. It ensures the socio-economic progress of developing economies and emerging-market countries. The Russian Far East has accumulated enough scientific, technical, industrial, and production potential to use gas industry as a long-term driver of socio-economic development. The research objective was to analyze and systematize the main interest groups focused on the development of gas industry in the Russian Far East. Study objects and methods. The study was based on the theory of strategy and the methodology of strategizing developed by Professor V.L. Kvint, as well as on authentic methods of industrial strategizing. Results and discussion. The article introduces a concept scheme that illustrates the relationship between regional and sectoral gas strategies of the Russian Far East, as well as their place in the general system of strategies. The author systematized the main national, social, regional, industrial, corporate, and international interests. The analysis confirmed the long-term interest of the gas industry in the Far Eastern Federal District at each of these levels. Conclusion. In the Russian Far East, gas industry will establish strong vertical and horizontal relationships in the system of strategies, thus producing a multiplicative effect on the socio-economic development of the whole Far Eastern Federal District and its regions.
1105
Abstract
Introduction. In the 1960s, the USSR and the United States raced not only in the sphere of arms and space exploration, but also in various socio-economic spheres, including advanced automated management systems in the field of economics, which treated economy as a single object of management. Study objects and methods. The present research involved declassified archival documents, as well as domestic and foreign works on automated control systems (ACS). Results and discussion. The authors analyzed the fundamental goals and objectives set by the leaders of the two superpowers, focusing on the nationwide automated processing and control systems (NAPCS), their operation principles, and the reasons behind their failure. They compared NAPCS with alternative systems, e.g. ACS-70, ACS-80, the system of the Kuntsevo radio engineering plant, ARPANET, etc., as well as with modern systems that were based on the Soviet heritage. Conclusion. Apparently, the USSR won the first part of the ACS race, but the project failed, and the USA with its ARPANET (1969) became the undisputed leader. However, most contemporary Russian situation centers are based on the Soviet studies.
1239
Abstract
Globalization triggered a number of socio-economic transformations in the regions of Russia. These processes require new approaches to determine any long-term prospects. Only progressive methods of long-term strategy and careful strategic prioritizing can improve the quality of life of people in the regions. Most regions have already gained certain experience of strategizing, but the programs have a limited implementation potential. However, some positive examples may help to adjust or revise the development strategies in other regions.

ISSN 2782-2435 (Print),
ISSN 2782-2621 (Online)

Том 1, №2, 2021

1420
Аннотация
Кузбасс за свою 300-летнюю историю стал одним из сильных индустриальных регионов, лидером угледобычи в России. Однако новые экологические требования, включая нормы Парижского соглашения и Энергетической стратегии ЕС, быстро меняющиеся условия требуют построения в Кузбассе диверсифицированной инновационной экономики для формирования комфортных условий для проживания людей и ведения бизнеса. Для реализации этих целей была разработана Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на период до 2035 года, утвержденная региональным законом № 163-ОС от 23 декабря 2020 г. Различные направления этой стратегии, связанные с развитием человеческого капитала, восстановлением экологии и водных ресурсов, цифровизацией, экономическим и инвестиционным развитием, активизацией туризма и выставочно-ярмарочной деятельностью, рассмотрены в монографиях Библиотеки «Стратегия Кузбасса». Долгосрочная стратегия должна опираться на традиционные и новые конкурентные преимущества региона, развитие водородного кластера и транспортной инфраструктуры, цифровизацию бизнеса и различных сторон жизни и работы людей, улучшение экологической ситуации, основываясь на восстановлении лесов, рекультивации земель и эффективном использовании водных ресурсов, а также на формирование нового имиджа Кузбасса в нашей стране и в мире.
1369
Аннотация
Сдвиги, происходящие в технологиях производства, создают широкие возможности удовлетворения потребностей людей. Однако возрастает нагрузка на природную среду. Поэтому встает проблема изменения общественных условий производства таким образом, чтобы использовать открывающиеся технологические возможности для решения нарастающих проблем, а не для их усугубления. С этой целью проводятся исследования тенденций технологического развития, важнейшие из которых заключены, во-первых, в возрастании знаниеинтенсивности производства, которое приведет к преобладанию удельного веса знаний, воплощенных в результатах производства, над материальными затратами. Во-вторых, произойдет замещение функций человека автоматизированными средствами производства и вытеснение его из сферы непосредственного производства. Сегодня общественные условия производства ориентируют новые технологические возможности на рост объемов производства и сбыта продукции, ведя к дальнейшему росту объемов потребления, а вместе с этим и к росту объема поглощаемых природных ресурсов. Также происходит раздувание объема потребностей за счет навязывания потребителю иллюзорных, фальшивых потребностей и симуляции их удовлетворения. Формирование знаниеинтенсивного производства создает предпосылки перехода общества на новую ступень развития – новое индустриальное общество второго поколения (НИО.2). Однако этот переход не решает стоящих перед человечеством проблем. Они могут быть решены только с заменой узких экономических критериев рациональности производства и потребления более широкими критериями, основанными на разуме и культуре. Это означает переход от экономики к ноономике – неэкономическому способу удовлетворения потребностей. Движение к ноономике нужно организовать как сознательно управляемый стратегический проект. Выработка и сопровождение такого проекта могут быть обеспечены на основе концепции стратегирования, разработанной академиком В. Л. Квинтом.
1192
Аннотация
Узбекистан в этом году завершает реализацию среднесрочного программного документа развития – Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития страны в 2017–2021 гг. Стратегия действий сыграла значимую стратегическую роль не только в кардинальном социально-экономическом обновлении республики, но и в становлении и развитии реальной практики стратегирования кратко-, средне- и долгосрочных процессов развития на национальном, региональном и отраслевом уровнях. Пример стратегии Узбекистана как своеобразного ответа на возникающие перед государством вызовы с умелым использованием своих потенциальных возможностей и конкурентных преимуществ представляет интерес и для других стран, особенно постсоветского пространства, у которых все еще остро стоит вопрос выработки обоснованных подходов к стратегированию социально-экономических процессов на современной основе.
1390
Аннотация
Исследование процессов повышения уровня инвестиционной привлекательности регионов и потенциала реализации принятых региональных стратегических приоритетов развития является важнейшей научно-­методологической задачей. Перед исследователями также стоит задача обоснования уровня ресурсной обеспеченности региональных стратегических приоритетов. В условиях ограниченности ресурсов и роста межрегиональной конкуренции остро возникает вопрос повышения конкурентоспособности региона при привлечении недостающих внутри региональной системы ресурсов. Для обеспечения эффективности решения поставленных задач в статье предложен подход, ориентированный на разделение факторов экономического развития регионов на две группы – базовые и мобильные. Анализ и оценка уровня обеспеченности принятых к реализации региональных стратегических приоритетов развития ресурсами двух этих групп обеспечит своевременность их привлечения, а также устойчивость процессов реализации региональной стратегии. Результатом является повышение уровня стратегической инвестиционной привлекательности региона и качества жизни населения. В статье обосновывается необходимость выбора приоритетов, для реализации которых имеется высокий потенциал активизации использования базовых ресурсов и привлечения мобильных ресурсов из других регионов, а также предложен алгоритм анализа ресурсной обеспеченности стратегических приоритетов.
1258
Аннотация
Медиа в современном мире трансформировались в полноценную индустрию, встроенную в национальную экономику и неразрывно связанную с остальными отраслями. Это обуславливает важность задачи разработки долгосрочной стратегии медиасистемы (медиастратегирования). Успешная реализация стратегии развития медиасистемы может способствовать росту экономики страны и благосостояния граждан, обеспечивая процветание общества в классическом его понимании, родственном концепции аристотелевской эвдемонии. Целью настоящего исследования является выявление особенностей и определение методологии стратегирования медиасистемы, а также подходов к первичной формулировке ее миссии, ценностей, задач и стратегических приоритетов. Объектом стратегирования выступает сложная многоуровневая среда, образованная медиаинститутами в их взаимодействии между собой и обществом, предприятиями медиарынка, инфраструктурными предприятиями и производящими компаниями, а также профессиональными сообществами, ведущими деятельность по созданию, производству и распространению медиапродуктов и медиауслуг. Решение поставленной задачи, согласно используемому в настоящей работе корпусу методов и моделей (основанных на теории стратегии, теории медиа и математической экономики), начинается с анализа затрагивающих объект стратегирования трендов. Ключевым и определяющим облики медиасистем и медиаотраслей экономики является цифровая медиатизация – повсеместное проникновение цифровых технологий и индуцированное ими изменение культурных, социальных и экономических практик и институтов. В исследовании производится первичный OTSW-анализ российской медиасистемы, с учетом которого можно выделить пять контуров стратегических приоритетов. Для выделенных приоритетов приведены качественные результаты их реализации и предложена методология количественной оценки с использованием как существующих (эконометрические методы стратегического медиамониторинга), так и новых методов, разработанных специально для решения задачи медиастратегирования (теоретико-­игровые модели трехстороннего рынка). Выявленные результаты в ходе научного исследования позволяют заложить базис для формирования отдельной научной дисциплины «Теория медиастратегии», являющейся неотъемлемой частью общей теории стратегии и носящей междисциплинарный характер.
1387
Аннотация
ведение. Промышленный туризм – нишевое направление туризма, способное воплотить в едином турпродукте уникальный эмоциональный опыт, образовательный функционал и культурно-­историческую составляющую. Государство и предприятия осознали стратегическую значимость направления и реализуют совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) комплексные программы развития промышленного туризма в регионах, обладающих значительным индустриальным наследием. Объекты и методы исследования. На основе теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта произведен анализ конкурентных преимуществ и ресурсной обеспеченности регионов, подписавших соглашение с АСИ. Необходимость данного анализа обусловлена потребностью в определении объективных причин экономического, социального или иного характера, побудивших региональные власти развивать направление не в угоду моде или иным субъективным факторам, способствующим распылению ограниченных ресурсов регионального и городского бюджета, а также бюджетов предприятий. Результаты и их обсуждение. Анализ статистических показателей и стратегических документов позволил сделать вывод о наличии промышленного потенциала для развития данного вида туризма у рассматриваемых регионов. Однако неразвитая транспортная инфраструктура, низкая транспортная доступность и низкий уровень развития общей туристской инфраструктуры нивелируют возможности региона в диверсификации экономики посредством промышленного туризма. Выводы. Не все регионы, подписавшие соглашение с АСИ о развитии промышленного туризма, обладают конкурентными преимуществами и ресурсами для реализации стратегических возможностей данного направления в настоящий момент. Прежде чем вовлекать в эту сферу новые регионы, необходим стратегический анализ их конкурентных преимуществ и определение приоритетных направлений развития туризма в региональном срезе. Для тех регионов, которые обладают необходимыми конкурентными преимуществами, целесообразна разработка программ или стратегий развития промышленного туризма.
1204
Аннотация
Введение. Статья посвящена прогнозированию развития капитализации отрасли мультифункционального лесопользования в Кемеровской области – Кузбассе с точки зрения организационно-экономических и стратегических аспектов. Целью исследования является анализ существующего в Российской Федерации законодательства по проблемам допустимости совмещения многоцелевого использования лесных участков, обеспечения законом прав и интересов всех участников процесса лесопользования, а также необходимости использования правовых средств для решения обозначенных вопросов. Объекты и методы исследования. Правовые нормы в сфере использования лесов, объектов животного мира и недр, а также правовая оценка их эффективности в современных условиях для обеспечения устойчивого природопользования, прав и законных интересов лиц, использующих лесные участки для целей осуществления различных видов деятельности. В работе применялись общие, общенаучные и специально-правовые методы. Результаты и их обсуждение. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений. Лесной кодекс Российской Федерации и Закон об охоте не содержат запретов или ограничений на осуществление иных видов деятельности по использованию лесов на лесных участках, охватывающих территорию охотничьих угодий. В большинстве стран Западной Европы право собственности на землю связано с реализацией права на охоту. Оно предусматривает ответственность за причиненный вред и выполняет обязанности по охране фаунистических ресурсов. Выводы. Российским законодательством не предусмотрены прямые согласительные и компенсационные механизмы в случае невозможности использования или затруднения в использовании охотничьего угодья по причине использования земельного или лесного участка, территориально входящего в охотничье угодье, для иных целей, в том числе для недропользования. Предлагается обозначить необходимость урегулирования процедур расторжения охотхозяйственного соглашения и определения возмещений в связи с изъятием земельного участка для нужд недропользования у охотпользователей.
1079
Аннотация
Введение. Действующие на предприятиях стратегические планы либо предусматривают адаптацию к неблагоприятным условиям при использовании потенциальных возможностей предприятия, либо нуждаются в постоянной корректировке. Если оперативной информации о возможностях предприятия недостаточно, то стратегические неожиданности могут нести риск крупных потерь для компаний в силу действия ряда факторов. Целью исследования является разработка принципа диагностики устойчивого роста предприятия, основанного на формировании системы показателей его потенциальных возможностей. Объекты и методы исследования. Три предприятия металлургической отрасли, имеющей стратегическое значение для промышленного развития России. Использованы общепринятые методы: системный и ситуационный анализ, экспертные оценки, корреляционный и регрессионный анализ, а также топологический анализ и имитационное статистическое моделирование. Результаты и их обсуждение. Предложен алгоритм расчета 3-х типов показателей потенциальных возможностей предприятия. Это относительная добавленная стоимость и ориентированная на нее выручка (y1), ситуационный потенциал (y2), результативность и функционирование (y3). Предложены методики прогноза показателей устойчивого развития и сравнения режима функционирования предприятия с нормативной оценкой. За нормативную оценку условий устойчивого развития принята длина оценочного вектора – большая или равная некоторой доли его максимально возможного значения. Ситуация с длиной вектора, которая меньше этой величины, свидетельствует о потере устойчивости. С помощью показателя результативности дана характеристика фактического уровня достижения предприятием максимального значения выбранного основного показателя за счет превышения границы норматива устойчивости. Выводы. Рассмотренный подход обеспечивает оперативную оценку и прогноз перспективных возможностей предприятия. Результатом применения предложенных методов станет повышение вероятности прогноза потери устойчивости, повышение гибкости принятых стратегических планов и предупреждение стратегических неожиданностей через эффективное использование перспективных возможностей предприятия.
1356
Аннотация
В статье обсуждаются вопросы, связанные с системой управления лесами бореальной зоны, которая позволяет обеспечить сохранение их биологического разнообразия, ресурсного и экологического потенциала. Полученные результаты могут найти практическое применение при разработке региональных стратегий крупных лесных регионов, где антропогенное воздействие может привести к подрыву ресурсного потенциала лесов, нарушению биологического разнообразия и негативным изменениям гидрологического режима рек. Предлагаются конкретные мероприятия, позволяющие избежать рисков и обеспечить рациональное и не истощительное пользование лесами на протяжении длительного времени.
1409
Аннотация
Введение. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока – это одно из важнейших стратегических направлений России, соответствующих национальным интересам и общенациональному вектору развития. Данный вектор ретранслируется на региональный и отраслевой уровни, что в условиях проявления различного рода трендов и сжатия ресурсной базы усиливает необходимость нахождения и обоснования стратегических возможностей регионально-отраслевого развития. Одним из значимых стратегических факторов, обеспечивающих социально-экономическое развитие развивающихся экономик и стран с формирующимся рынком, является энергобезопасность, включающая в себя надежное энергопотребление и энергоэффективность. На Дальнем Востоке накоплен научно-технический и промышленно-производственный потенциал, а также происходит активное освоение региональных запасов природного газа. Поэтому газовая отрасль способна выступить драйвером социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа (ДФО) в долгосрочной перспективе. Целью исследования является анализ и систематизация по основным группам интересов, сконцентрированных на развитии газовой отрасли Дальнего Востока через призму социально-экономического развития региона. Объекты и методы исследования. В основу используемого методологического подхода легли теория стратегии и методология стратегирования академика, Иностранного члена РАН В. Л. Квинта. Также использовались авторские методики отраслевого стратегирования. Результаты и их обсуждение. Определено место и предложена концептуальная схема взаимосвязи регионально-отраслевой газовой стратегии ДФО в общей системе стратегий. Проведены сканирование и систематизация основных интересов (национальных, общественных, региональных, отраслевых, корпоративных и международных), подтверждающих интерес в долгосрочном развитии газовой отрасли ДФО на каждом из уровней. Выводы. Учет всех выявленных интересов в стратегировании дальневосточной газовой отрасли будет способствовать установлению прочных вертикальных и горизонтальных взаимосвязей в системе стратегий, что окажет мультипликативный эффект на социально-экономическое развитие всех субъектов Дальневосточного федерального округа и региона в целом.
1109
Аннотация
Введение. Борьба за лидерство двух сверхдержав (СССР и США) в 60-е годы велась не только в области изобретения наступательного и оборонительного вооружения, но и в космической и социально-­экономической сферах. Активное освоение кибернетических технологий заставило лучшие умы двух стран начать гонку за создание передовых систем автоматизированного управления в области экономики. Объекты и методы исследования. Собраны и проанализированы труды выдающихся отечественных ученых (ранее засекреченные). Использованы материалы зарубежных авторов, занимающихся освещением и анализом проекта АСУ и рассматривающие отечественные идеи как фундамент для реализации собственных проектов. Результаты и их обсуждение. Основной задачей исследования является изучение потенциала и возможностей общегосударственной автоматизированной системы учета и управления (ОГАС), анализ принципов работы, сравнение с другими передовыми системами того времени, включая мировой опыт (АСУ-70, АСУ-80, система «Кунцево» на Кунцевском радиотехническом заводе, «ARPANET» и др.). Проведена параллель между автоматизированными системами 60–70-х гг. и современными системами, которые были построены на основе научного наследия разработчиков СССР. Раскрыты причины, по которым ОГАС не был реализован в полном масштабе. Выводы. Результаты исследования показали, что СССР был первым по созданию автоматизированных систем управления и имел все шансы реализовать флагманский проект и завоевать лидерство на международной арене в этом направлении. Но проект по ряду причин реализовать не удалось и лидером, создав проект «ARPANET» в 1969 г., стали США. Труды советских ученых послужили предпосылками к созданию современных ситуацион­ных центров на территории Российской Федерации.
1241
Аннотация
Социально-экономические трансформации, происходящие в регионах России в условиях глобализации, требуют качественного пересмотра подходов к определению долгосрочных перспектив развития. Для обеспечения роста уровня и качества жизни населения необходимо использовать прогрессивные методы долгосрочного стратегирования, обоснования и реализации стратегических приоритетов регионального развития. В российских регионах накоплен определенный опыт стратегирования. Однако разрабатываемые документы обладают крайне ограниченным потенциалом полноценной реализации. При этом имеется ряд позитивных примеров, которые могут и должны быть эффективно использованы при корректировке либо пересмотре стратегий развития большинства регионов страны.