ISSN 2782-2435 (Print),
ISSN 2782-2621 (Online)

Стратегический анализ конкурентных преимуществ региона в контексте развития промышленного туризма

Аннотация
ведение. Промышленный туризм – нишевое направление туризма, способное воплотить в едином турпродукте уникальный эмоциональный опыт, образовательный функционал и культурно-­историческую составляющую. Государство и предприятия осознали стратегическую значимость направления и реализуют совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) комплексные программы развития промышленного туризма в регионах, обладающих значительным индустриальным наследием. Объекты и методы исследования. На основе теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта произведен анализ конкурентных преимуществ и ресурсной обеспеченности регионов, подписавших соглашение с АСИ. Необходимость данного анализа обусловлена потребностью в определении объективных причин экономического, социального или иного характера, побудивших региональные власти развивать направление не в угоду моде или иным субъективным факторам, способствующим распылению ограниченных ресурсов регионального и городского бюджета, а также бюджетов предприятий. Результаты и их обсуждение. Анализ статистических показателей и стратегических документов позволил сделать вывод о наличии промышленного потенциала для развития данного вида туризма у рассматриваемых регионов. Однако неразвитая транспортная инфраструктура, низкая транспортная доступность и низкий уровень развития общей туристской инфраструктуры нивелируют возможности региона в диверсификации экономики посредством промышленного туризма. Выводы. Не все регионы, подписавшие соглашение с АСИ о развитии промышленного туризма, обладают конкурентными преимуществами и ресурсами для реализации стратегических возможностей данного направления в настоящий момент. Прежде чем вовлекать в эту сферу новые регионы, необходим стратегический анализ их конкурентных преимуществ и определение приоритетных направлений развития туризма в региональном срезе. Для тех регионов, которые обладают необходимыми конкурентными преимуществами, целесообразна разработка программ или стратегий развития промышленного туризма.
Ключевые слова
стратегия , стратегирование , туризм , индустриальный туризм , экономика впечатлений , конкурентные преимущества , региональное развитие , стратегические возможности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Земскова Е. С. Анализ поведения потребителей в цифровой экономике с позиции теории поколений // Вестник Евразийской науки. 2019. Т. 11. № 5.
  2. Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 290–299. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299.
  3. Квинт В. Л. К анализу формирования стратегии как науки // Вестник ЦЭМИ. 2018. № 1. https://doi.org/10.33276/S0000121-6-1.
  4. Левин С. Н., Каган Е. С., Саблин К. С. Регионы «ресурсного типа» в современной российской экономике // Журнал институциональных исследований. 2015. Т. 7. № 3. С. 92–101. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2015.7.3.092-101.
  5. Никулина Ю. Н. Промышленный туризм в мировой практике: особенности организации и тенденции развития // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 9. С. 40–44.
  6. Пайн Д. Б., Гилмора Д. Х. Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. М.: Вильямс, 2005. 299 с.
  7. Перспективы регионального развития промышленного туризма в свете анализа основных экономических показателей российской туриндустрии / Н. Н. Яшалова [и др.] // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 2. С. 195–213. https://doi.org/10.15838/esc.2017.2.50.11.
  8. Стратегические приоритеты развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / А. А. Пятовский [и др.] // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 339–347. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-339-347.
  9. Струзберг Г. В. Современное состояние и перспективы развития промышленного туризма // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2013. № 3. C. 147–151.
  10. Седельникова И. В. Промышленный туризм как перспективный вид развития туризма в России // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Труды XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 2013. С. 77–78.
  11. Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2718-8.
  12. Стратегирование экологического развития Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 416 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2797-3.
  13. Стратегирование цифрового Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 434 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2796-6.
  14. Цивилев С. Е. Кузбасс 2035: национальные интересы и стратегические приоритеты развития региона // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 281–289. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-281-289.
  15. Bran F., Manea G. The industrial tourism // Quality – Access to Success. 2012. Vol. 13. P. 1–6.
  16. Transformation of industrial heritage: An example of tourism industry development in the Ruhr area (Germany) / S. Copic [et al.] // Geographica Pannonica. 2014. Vol. 18. № 2. P. 43–50. https://doi.org/10.5937/GeoPan1402043C.
  17. Strauss B., Strauss W., Howe N. Generations: The history of America’s future, 1584 to 2069. New York: Morrow, 1991. 538 p.
  18. Jia Y. Analysis and suggestions on Chinese industrial tourism development // International Business Research. 2010. Vol. 3. № 2. P. 169–173. https://doi.org/10.5539/ibr.v3n2p169.
  19. Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2016. 519 p.
  20. Kvint V. L., Okrepilov V. V. Quality of life and values in national development strategies // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2014. Vol. 84. № 3. P. 188–200. https://doi.org/10.1134/S1019331614030058.
  21. Phelps E. S. Mass flourishing: How grassroots innovation created jobs, challenge and chance. Princeton University Press, 2013. 385 p.
Как цитировать?
Чхотуа И.З., Власюк Л.И. Стратегический анализ конкурентных преимуществ региона в контексте развития промышленного туризма. Cтратегирование: теория и практика, 2021, вып. 1, том. 2, стр. 190-205
DOI
http://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-190-205
ISSN
2782-2435 (Print) /
2782-2621 (Online)
О журнале