ISSN 2782-2435 (Print),
ISSN 2782-2621 (Online)

Ноономика как стратегический проект

Аннотация
Сдвиги, происходящие в технологиях производства, создают широкие возможности удовлетворения потребностей людей. Однако возрастает нагрузка на природную среду. Поэтому встает проблема изменения общественных условий производства таким образом, чтобы использовать открывающиеся технологические возможности для решения нарастающих проблем, а не для их усугубления. С этой целью проводятся исследования тенденций технологического развития, важнейшие из которых заключены, во-первых, в возрастании знаниеинтенсивности производства, которое приведет к преобладанию удельного веса знаний, воплощенных в результатах производства, над материальными затратами. Во-вторых, произойдет замещение функций человека автоматизированными средствами производства и вытеснение его из сферы непосредственного производства. Сегодня общественные условия производства ориентируют новые технологические возможности на рост объемов производства и сбыта продукции, ведя к дальнейшему росту объемов потребления, а вместе с этим и к росту объема поглощаемых природных ресурсов. Также происходит раздувание объема потребностей за счет навязывания потребителю иллюзорных, фальшивых потребностей и симуляции их удовлетворения. Формирование знаниеинтенсивного производства создает предпосылки перехода общества на новую ступень развития – новое индустриальное общество второго поколения (НИО.2). Однако этот переход не решает стоящих перед человечеством проблем. Они могут быть решены только с заменой узких экономических критериев рациональности производства и потребления более широкими критериями, основанными на разуме и культуре. Это означает переход от экономики к ноономике – неэкономическому способу удовлетворения потребностей. Движение к ноономике нужно организовать как сознательно управляемый стратегический проект. Выработка и сопровождение такого проекта могут быть обеспечены на основе концепции стратегирования, разработанной академиком В. Л. Квинтом.
Ключевые слова
технология, знаниеинтенсивное производство, экологическое равновесие, развитие личности, симулякры, творческая деятельность, ноономика, стратегирование
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Бодрунов С. Д. Новое индустриальное общество. Производство. Экономика. Институты // Экономическое возрождение России. 2016. Т. 48. № 2. С. 5–14.
  2. Бодрунов С. Д. Новое индустриальное общество: структура и содержание общественного производства, экономические отношения, институты // Экономическое возрождение России. 2015. Т. 46. № 4. С. 9–23.
  3. Бодрунов С. Д. Ноономика. М.: Культурная революция, 2018. 432 с.
  4. Квинт В. Л. К анализу формирования стратегии как науки // Вестник ЦЭМИ. 2018. № 1. https://doi.org/10.33276/S0000121-6-1.
  5. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
  6. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 2. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2020. 162 с.
  7. Квинт В. Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды // Управленческое консультирование. 2015. Т. 79. № 7. С. 6–11.
  8. Квинт В. Л., Бодрунов С. Д. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика. СПб.: ИНИР им. С. Ю. Витте, 2021. 351 с.
  9. Квинт В. Л., Хворостяная А. С., Сасаев Н. И. Авангардные технологии в процессе стратегирования // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 11. С. 1170–1179. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-11-1170-1179.
  10. Acevedo A. A personalistic appraisal of Maslow’s needs theory of motivation: From “humanistic” psychology to integral humanism // Journal of Business Ethics. 2018. Vol. 148. № 4. P. 741–763. https://doi.org/10.1007/s10551-015-2970-0.
  11. Alderfer C. P. An empirical test of a new theory of human needs // Organizational Behaviour and Human Performance. 1969. Vol. 4. № 2. P. 142–175. https://doi.org/10.1016/0030-5073(69)90004-X.
  12. Antony S., Tramboo I. A. Hyperreality in media and literature: An overview of Jean Baudrillard’s Simulacra and Simulation // European Journal of Molecular and Clinical Medicine. 2020. Vol. 07. № 10. P. 3314–3318.
  13. Baudrillard J. Pour une critique di l’economie politique du signe. Paris: Gallimard, 1972. 268 p.
  14. Baudrillard J. Simulacres et simulation. Paris: Galilee, 1981. 115 p.
  15. Bodrunov S. Noonomy as the material basis for a prospective humanitarian model of public order // Sustainability. 2021. Vol. 13. № 3. https://doi.org/10.3390/su13031454.
  16. Bourdieu P. The social structures of the economy. Malden: Polity, 2005. 180 p.
  17. Broudy D., Arakaki M. Who wants to be a slave? The technocratic convergence of humans and data // Frontiers in Communication. 2020. Vol. 5. № 37. https://doi.org/10.3389/fcomm.2020.00037.
  18. Conlisk J. Why bounded rationality? // Journal of Economic Literature. 1996. Vol. 34. № 2. P. 669–700.
  19. Connolly W. Climate machines, fascist drives, and truth. Durham: Duke University Press, 2019. 136 p.
  20. Connolly W. Facing the planetary: Entangled humanism and the politics of swarming. Durham, London: Duke University Press, 2017. 232 p.
  21. Desmet P., Fokkinga S. Beyond Maslow’s pyramid: Introducing a typology of thirteen fundamental needs for human-centered design // Multimodal Technologies and Interaction. 2020. Vol. 4. № 3. https://doi.org/10.3390/mti4030038.
  22. Foley D. K. Rationality and ideology in economics. Social Research. 2004. Vol. 71. № 2. P. 329–342.
  23. Frank M., Roehrig P., Pring B. What to do when machines do everything: How to get ahead in a world of AI, algorithms, bots, and big data. Hoboken: Wiley, 2017. 256 p.
  24. Galbraith J. K. The new industrial state. Boston: Houghton Mifflin, 1967. 443 p.
  25. Green D. P., Fox J. Rational choice theory // The SAGE handbook of social science methodology / editors W. Outhwaite, S. P. Turner. London: Sage, 2007. P. 269–282.
  26. Heilbroner R. Behind the veil of economics: Essays in the worldly philosophy. New York: W. W. Norton, 1988. 207 p.
  27. Hollis М., Nell E. J. Rational economic man: A philosophical critique of neo-classical economics. London, New York: Cambridge University Press, 1975. 279 p.
  28. Huang Y. The construction of hyper-reality of advertisement in consumption culture // Journal of Asian Research. 2019. Vol. 3. № 2. P. 190–205. https://doi.org/10.22158/jar.v3n2p190.
  29. Jameson F. Postmodernism or the cultural logic of late capitalism. Durham: Duke University Press, 1991. 438 p.
  30. Korotayev A., LePoire D. J. The 21st century singularity and global futures: A big history perspective. Cham: Springer, 2020. 620 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-33730-8.
  31. Levine D. P., Abu Turab Rizvi S. Poverty, work, and freedom: Political economy and the moral order. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 172 p.
  32. Maslow A. H. Motivation and personality. New York: Harper and Brothers, 1954. 411 p.
  33. McCleskey J. A., Ruddell L. Taking a step back – Maslow’s theory of motivation: A Christian critical perspective // Journal of Biblical Integration in Business. 2020. Vol. 23. № 1. P. 6–16.
  34. McKinnon A. M. Ideology and the market metaphor in rational choice theory of religion: A rhetorical critique of “religious economies” // Critical Sociology. 2013. Vol. 39. № 4. P. 529–543. https://doi.org/10.1177/0896920511415431.
  35. Morris J. Simulacra in the age of social media: Baudrillard as the prophet of fake news // Journal of Communication Inquiry. 2021. Vol. 45. № 4. P. 319–336. https://doi.org/10.1177/0196859920977154.
  36. Reisach U. The responsibility of social media in times of societal and political manipulation // European Journal of Operational Research. 2021. Vol. 291. № 3. P. 906–917. https://doi.org/10.1016/j.ejor.2020.09.020.
  37. Rubin P. H., Capra C. M. The evolutionary psychology of economics // Applied evolutionary psychology / editor S. C. Roberts. New York: Oxford University Press, 2011. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199586073.003.0002.
  38. Schram S. F., Caterino B. Making political science matter: Debating knowledge, research, and method. New York, London: New York University Press, 2006. 304 p.
  39. Sen A. Development as freedom. New York: Alfred A. Knopf, 1999. 380 p.
  40. Spelda P., Stritecky V. The future of human-artificial intelligence nexus and its environmental costs // Futures. 2020. Vol. 117. https://doi.org/10.1016/j.futures.2020.102531.
  41. Strubell E., Ganesh A., McCallum A. Energy and policy considerations for deep learning in NLP // Proceedings of the 57th Annual Meeting of the Association for Computational Linguistics. Florence. 2019. P. 3645–3650.
  42. Susser D., Roessler B., Nissenbaum H. Technology, autonomy, and manipulation // Internet Policy Review. 2019. Vol. 8. № 2. https://doi.org/10.14763/2019.2.1410.
  43. The limits to growth: A report for the Club of Rome's project on the predicament of mankind / D. H. Meadows [et al.]. New York: Universe Books, 1972. 211 p.
Как цитировать?
Бодрунов С. Д. Ноономика как стратегический проект // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 2. С. 136–150. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-136-150
О журнале