Том 1, №2, 2021
16135
Аннотация
Кузбасс за свою 300-летнюю историю стал одним из сильных индустриальных регионов, лидером угледобычи в России. Однако новые экологические требования, включая нормы Парижского соглашения и Энергетической стратегии ЕС, быстро меняющиеся условия требуют построения в Кузбассе диверсифицированной инновационной экономики для формирования комфортных условий для проживания людей и ведения бизнеса. Для реализации этих целей была разработана Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на период до 2035 года, утвержденная региональным законом № 163-ОС от 23 декабря 2020 г. Различные направления этой стратегии, связанные с развитием человеческого капитала, восстановлением экологии и водных ресурсов, цифровизацией, экономическим и инвестиционным развитием, активизацией туризма и выставочно-ярмарочной деятельностью, рассмотрены в монографиях Библиотеки «Стратегия Кузбасса». Долгосрочная стратегия должна опираться на традиционные и новые конкурентные преимущества региона, развитие водородного кластера и транспортной инфраструктуры, цифровизацию бизнеса и различных сторон жизни и работы людей, улучшение экологической ситуации, основываясь на восстановлении лесов, рекультивации земель и эффективном использовании водных ресурсов, а также на формирование нового имиджа Кузбасса в нашей стране и в мире.
10167
Аннотация
Сдвиги, происходящие в технологиях производства, создают широкие возможности удовлетворения потребностей людей. Однако возрастает нагрузка на природную среду. Поэтому встает проблема изменения общественных условий производства таким образом, чтобы использовать открывающиеся технологические возможности для решения нарастающих проблем, а не для их усугубления. С этой целью проводятся исследования тенденций технологического развития, важнейшие из которых заключены, во-первых, в возрастании знаниеинтенсивности производства, которое приведет к преобладанию удельного веса знаний, воплощенных в результатах производства, над материальными затратами. Во-вторых, произойдет замещение функций человека автоматизированными средствами производства и вытеснение его из сферы непосредственного производства. Сегодня общественные условия производства ориентируют новые технологические возможности на рост объемов производства и сбыта продукции, ведя к дальнейшему росту объемов потребления, а вместе с этим и к росту объема поглощаемых природных ресурсов. Также происходит раздувание объема потребностей за счет навязывания потребителю иллюзорных, фальшивых потребностей и симуляции их удовлетворения. Формирование знаниеинтенсивного производства создает предпосылки перехода общества на новую ступень развития – новое индустриальное общество второго поколения (НИО.2). Однако этот переход не решает стоящих перед человечеством проблем. Они могут быть решены только с заменой узких экономических критериев рациональности производства и потребления более широкими критериями, основанными на разуме и культуре. Это означает переход от экономики к ноономике – неэкономическому способу удовлетворения потребностей. Движение к ноономике нужно организовать как сознательно управляемый стратегический проект. Выработка и сопровождение такого проекта могут быть обеспечены на основе концепции стратегирования, разработанной академиком В. Л. Квинтом.
8481
Аннотация
Узбекистан в этом году завершает реализацию среднесрочного программного документа развития – Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития страны в 2017–2021 гг. Стратегия действий сыграла значимую стратегическую роль не только в кардинальном социально-экономическом обновлении республики, но и в становлении и развитии реальной практики стратегирования кратко-, средне- и долгосрочных процессов развития на национальном, региональном и отраслевом уровнях. Пример стратегии Узбекистана как своеобразного ответа на возникающие перед государством вызовы с умелым использованием своих потенциальных возможностей и конкурентных преимуществ представляет интерес и для других стран, особенно постсоветского пространства, у которых все еще остро стоит вопрос выработки обоснованных подходов к стратегированию социально-экономических процессов на современной основе.
8589
Аннотация
Исследование процессов повышения уровня инвестиционной привлекательности регионов и потенциала реализации принятых региональных стратегических приоритетов развития является важнейшей научно-методологической задачей. Перед исследователями также стоит задача обоснования уровня ресурсной обеспеченности региональных стратегических приоритетов. В условиях ограниченности ресурсов и роста межрегиональной конкуренции остро возникает вопрос повышения конкурентоспособности региона при привлечении недостающих внутри региональной системы ресурсов. Для обеспечения эффективности решения поставленных задач в статье предложен подход, ориентированный на разделение факторов экономического развития регионов на две группы – базовые и мобильные. Анализ и оценка уровня обеспеченности принятых к реализации региональных стратегических приоритетов развития ресурсами двух этих групп обеспечит своевременность их привлечения, а также устойчивость процессов реализации региональной стратегии. Результатом является повышение уровня стратегической инвестиционной привлекательности региона и качества жизни населения. В статье обосновывается необходимость выбора приоритетов, для реализации которых имеется высокий потенциал активизации использования базовых ресурсов и привлечения мобильных ресурсов из других регионов, а также предложен алгоритм анализа ресурсной обеспеченности стратегических приоритетов.
9203
Аннотация
Медиа в современном мире трансформировались в полноценную индустрию, встроенную в национальную экономику и неразрывно связанную с остальными отраслями. Это обуславливает важность задачи разработки долгосрочной стратегии медиасистемы (медиастратегирования). Успешная реализация стратегии развития медиасистемы может способствовать росту экономики страны и благосостояния граждан, обеспечивая процветание общества в классическом его понимании, родственном концепции аристотелевской эвдемонии. Целью настоящего исследования является выявление особенностей и определение методологии стратегирования медиасистемы, а также подходов к первичной формулировке ее миссии, ценностей, задач и стратегических приоритетов. Объектом стратегирования выступает сложная многоуровневая среда, образованная медиаинститутами в их взаимодействии между собой и обществом, предприятиями медиарынка, инфраструктурными предприятиями и производящими компаниями, а также профессиональными сообществами, ведущими деятельность по созданию, производству и распространению медиапродуктов и медиауслуг. Решение поставленной задачи, согласно используемому в настоящей работе корпусу методов и моделей (основанных на теории стратегии, теории медиа и математической экономики), начинается с анализа затрагивающих объект стратегирования трендов. Ключевым и определяющим облики медиасистем и медиаотраслей экономики является цифровая медиатизация – повсеместное проникновение цифровых технологий и индуцированное ими изменение культурных, социальных и экономических практик и институтов. В исследовании производится первичный OTSW-анализ российской медиасистемы, с учетом которого можно выделить пять контуров стратегических приоритетов. Для выделенных приоритетов приведены качественные результаты их реализации и предложена методология количественной оценки с использованием как существующих (эконометрические методы стратегического медиамониторинга), так и новых методов, разработанных специально для решения задачи медиастратегирования (теоретико-игровые модели трехстороннего рынка). Выявленные результаты в ходе научного исследования позволяют заложить базис для формирования отдельной научной дисциплины «Теория медиастратегии», являющейся неотъемлемой частью общей теории стратегии и носящей междисциплинарный характер.
9340
Аннотация
ведение. Промышленный туризм – нишевое направление туризма, способное воплотить в едином турпродукте уникальный эмоциональный опыт, образовательный функционал и культурно-историческую составляющую. Государство и предприятия осознали стратегическую значимость направления и реализуют совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) комплексные программы развития промышленного туризма в регионах, обладающих значительным индустриальным наследием. Объекты и методы исследования. На основе теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта произведен анализ конкурентных преимуществ и ресурсной обеспеченности регионов, подписавших соглашение с АСИ. Необходимость данного анализа обусловлена потребностью в определении объективных причин экономического, социального или иного характера, побудивших региональные власти развивать направление не в угоду моде или иным субъективным факторам, способствующим распылению ограниченных ресурсов регионального и городского бюджета, а также бюджетов предприятий. Результаты и их обсуждение. Анализ статистических показателей и стратегических документов позволил сделать вывод о наличии промышленного потенциала для развития данного вида туризма у рассматриваемых регионов. Однако неразвитая транспортная инфраструктура, низкая транспортная доступность и низкий уровень развития общей туристской инфраструктуры нивелируют возможности региона в диверсификации экономики посредством промышленного туризма. Выводы. Не все регионы, подписавшие соглашение с АСИ о развитии промышленного туризма, обладают конкурентными преимуществами и ресурсами для реализации стратегических возможностей данного направления в настоящий момент. Прежде чем вовлекать в эту сферу новые регионы, необходим стратегический анализ их конкурентных преимуществ и определение приоритетных направлений развития туризма в региональном срезе. Для тех регионов, которые обладают необходимыми конкурентными преимуществами, целесообразна разработка программ или стратегий развития промышленного туризма.
7381
Аннотация
Введение. Статья посвящена прогнозированию развития капитализации отрасли мультифункционального лесопользования в Кемеровской области – Кузбассе с точки зрения организационно-экономических и стратегических аспектов. Целью исследования является анализ существующего в Российской Федерации законодательства по проблемам допустимости совмещения многоцелевого использования лесных участков, обеспечения законом прав и интересов всех участников процесса лесопользования, а также необходимости использования правовых средств для решения обозначенных вопросов. Объекты и методы исследования. Правовые нормы в сфере использования лесов, объектов животного мира и недр, а также правовая оценка их эффективности в современных условиях для обеспечения устойчивого природопользования, прав и законных интересов лиц, использующих лесные участки для целей осуществления различных видов деятельности. В работе применялись общие, общенаучные и специально-правовые методы. Результаты и их обсуждение. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений. Лесной кодекс Российской Федерации и Закон об охоте не содержат запретов или ограничений на осуществление иных видов деятельности по использованию лесов на лесных участках, охватывающих территорию охотничьих угодий. В большинстве стран Западной Европы право собственности на землю связано с реализацией права на охоту. Оно предусматривает ответственность за причиненный вред и выполняет обязанности по охране фаунистических ресурсов. Выводы. Российским законодательством не предусмотрены прямые согласительные и компенсационные механизмы в случае невозможности использования или затруднения в использовании охотничьего угодья по причине использования земельного или лесного участка, территориально входящего в охотничье угодье, для иных целей, в том числе для недропользования. Предлагается обозначить необходимость урегулирования процедур расторжения охотхозяйственного соглашения и определения возмещений в связи с изъятием земельного участка для нужд недропользования у охотпользователей.
7540
Аннотация
Введение. Действующие на предприятиях стратегические планы либо предусматривают адаптацию к неблагоприятным условиям при использовании потенциальных возможностей предприятия, либо нуждаются в постоянной корректировке. Если оперативной информации о возможностях предприятия недостаточно, то стратегические неожиданности могут нести риск крупных потерь для компаний в силу действия ряда факторов. Целью исследования является разработка принципа диагностики устойчивого роста предприятия, основанного на формировании системы показателей его потенциальных возможностей. Объекты и методы исследования. Три предприятия металлургической отрасли, имеющей стратегическое значение для промышленного развития России. Использованы общепринятые методы: системный и ситуационный анализ, экспертные оценки, корреляционный и регрессионный анализ, а также топологический анализ и имитационное статистическое моделирование. Результаты и их обсуждение. Предложен алгоритм расчета 3-х типов показателей потенциальных возможностей предприятия. Это относительная добавленная стоимость и ориентированная на нее выручка (y1), ситуационный потенциал (y2), результативность и функционирование (y3). Предложены методики прогноза показателей устойчивого развития и сравнения режима функционирования предприятия с нормативной оценкой. За нормативную оценку условий устойчивого развития принята длина оценочного вектора – большая или равная некоторой доли его максимально возможного значения. Ситуация с длиной вектора, которая меньше этой величины, свидетельствует о потере устойчивости. С помощью показателя результативности дана характеристика фактического уровня достижения предприятием максимального значения выбранного основного показателя за счет превышения границы норматива устойчивости. Выводы. Рассмотренный подход обеспечивает оперативную оценку и прогноз перспективных возможностей предприятия. Результатом применения предложенных методов станет повышение вероятности прогноза потери устойчивости, повышение гибкости принятых стратегических планов и предупреждение стратегических неожиданностей через эффективное использование перспективных возможностей предприятия.
9287
Аннотация
В статье обсуждаются вопросы, связанные с системой управления лесами бореальной зоны, которая позволяет обеспечить сохранение их биологического разнообразия, ресурсного и экологического потенциала. Полученные результаты могут найти практическое применение при разработке региональных стратегий крупных лесных регионов, где антропогенное воздействие может привести к подрыву ресурсного потенциала лесов, нарушению биологического разнообразия и негативным изменениям гидрологического режима рек. Предлагаются конкретные мероприятия, позволяющие избежать рисков и обеспечить рациональное и не истощительное пользование лесами на протяжении длительного времени.
18040
Аннотация
Введение. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока – это одно из важнейших стратегических направлений России, соответствующих национальным интересам и общенациональному вектору развития. Данный вектор ретранслируется на региональный и отраслевой уровни, что в условиях проявления различного рода трендов и сжатия ресурсной базы усиливает необходимость нахождения и обоснования стратегических возможностей регионально-отраслевого развития. Одним из значимых стратегических факторов, обеспечивающих социально-экономическое развитие развивающихся экономик и стран с формирующимся рынком, является энергобезопасность, включающая в себя надежное энергопотребление и энергоэффективность. На Дальнем Востоке накоплен научно-технический и промышленно-производственный потенциал, а также происходит активное освоение региональных запасов природного газа. Поэтому газовая отрасль способна выступить драйвером социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа (ДФО) в долгосрочной перспективе. Целью исследования является анализ и систематизация по основным группам интересов, сконцентрированных на развитии газовой отрасли Дальнего Востока через призму социально-экономического развития региона. Объекты и методы исследования. В основу используемого методологического подхода легли теория стратегии и методология стратегирования академика, Иностранного члена РАН В. Л. Квинта. Также использовались авторские методики отраслевого стратегирования. Результаты и их обсуждение. Определено место и предложена концептуальная схема взаимосвязи регионально-отраслевой газовой стратегии ДФО в общей системе стратегий. Проведены сканирование и систематизация основных интересов (национальных, общественных, региональных, отраслевых, корпоративных и международных), подтверждающих интерес в долгосрочном развитии газовой отрасли ДФО на каждом из уровней. Выводы. Учет всех выявленных интересов в стратегировании дальневосточной газовой отрасли будет способствовать установлению прочных вертикальных и горизонтальных взаимосвязей в системе стратегий, что окажет мультипликативный эффект на социально-экономическое развитие всех субъектов Дальневосточного федерального округа и региона в целом.
12281
Аннотация
Введение. Борьба за лидерство двух сверхдержав (СССР и США) в 60-е годы велась не только в области изобретения наступательного и оборонительного вооружения, но и в космической и социально-экономической сферах. Активное освоение кибернетических технологий заставило лучшие умы двух стран начать гонку за создание передовых систем автоматизированного управления в области экономики. Объекты и методы исследования. Собраны и проанализированы труды выдающихся отечественных ученых (ранее засекреченные). Использованы материалы зарубежных авторов, занимающихся освещением и анализом проекта АСУ и рассматривающие отечественные идеи как фундамент для реализации собственных проектов. Результаты и их обсуждение. Основной задачей исследования является изучение потенциала и возможностей общегосударственной автоматизированной системы учета и управления (ОГАС), анализ принципов работы, сравнение с другими передовыми системами того времени, включая мировой опыт (АСУ-70, АСУ-80, система «Кунцево» на Кунцевском радиотехническом заводе, «ARPANET» и др.). Проведена параллель между автоматизированными системами 60–70-х гг. и современными системами, которые были построены на основе научного наследия разработчиков СССР. Раскрыты причины, по которым ОГАС не был реализован в полном масштабе. Выводы. Результаты исследования показали, что СССР был первым по созданию автоматизированных систем управления и имел все шансы реализовать флагманский проект и завоевать лидерство на международной арене в этом направлении. Но проект по ряду причин реализовать не удалось и лидером, создав проект «ARPANET» в 1969 г., стали США. Труды советских ученых послужили предпосылками к созданию современных ситуационных центров на территории Российской Федерации.
7870
Аннотация
Социально-экономические трансформации, происходящие в регионах России в условиях глобализации, требуют качественного пересмотра подходов к определению долгосрочных перспектив развития. Для обеспечения роста уровня и качества жизни населения необходимо использовать прогрессивные методы долгосрочного стратегирования, обоснования и реализации стратегических приоритетов регионального развития. В российских регионах накоплен определенный опыт стратегирования. Однако разрабатываемые документы обладают крайне ограниченным потенциалом полноценной реализации. При этом имеется ряд позитивных примеров, которые могут и должны быть эффективно использованы при корректировке либо пересмотре стратегий развития большинства регионов страны.
6083