ISSN 2782-2435 (Печать),
ISSN 2782-2621 (Онлайн)

Том 4, №4, 2024

777
Аннотация
Агломерации активно используются во всем мире и в России как современная прогрессивная форма пространственной организации экономики, системы расселения. Тем не менее, традиционные методы формирования агломераций не полностью соответствуют ряду принципов, стратегическим законам и правилам стратегического мышления. В исследовании обосновывается создание нового типа агломераций – открытой диффузной агломерации, доказывается соответствие такого подхода общей теории стратегии и методологии стратегирования, в частности, его инновационность, асимметричность, возможность опережения конкурентов по фактору времени. Методологической основой работы является системно-структурный подход, общая теория стратегии и методология стратегирования В. Л. Квинта, теории дирижизма и пространственной диффузии инноваций. Открытость агломерации нового типа предполагает включение в ее состав всех населенных пунктов региона или значительной их части, в результате чего территория субъекта Российской Федерации будет интегрирована в одну или несколько агломераций. В отличие от существующих подходов, это дает возможность подключить к возможностям агломерации все муниципальные образования и предотвратить дальнейший рост пространственного неравенства. Наряду с этим, становятся более упорядоченными процессы стратегического и тактического управления, регулирования процессов расселения, миграции, развития жилищного строительства и инфраструктуры. Диффузный характер агломерации означает использование механизмов активного внутреннего взаимодействия для распространения положительных импульсов роста от центров к периферии (диффузия инноваций, диффузия спроса, диффузия предпринимательской активности). Определены и обоснованы особенности стратегирования открытой диффузной агломерации, включая отдельный этап принципиальной оценки возможностей их создания, использование результатов анализа ценностей и интересов при выборе релевантного набора прогнозов для сканирования окон возможностей внешней среды.
915
Аннотация
Проведено исследование стратегически приоритетных регионов Российской Федерации для реализации проектов комплексного развития территорий. На основании теоретических рекомендаций и анализа мировой практики, была сформулирована модель развития территорий, в рамках которой определены базовые и стратегические количественные параметры развития территорий. Учитываемые параметры модели включают: среднегодовую численность занятых, валовой региональный продукт на душу населения, общую площадь жилых помещений, приходящуюся в среднем на одного жителя, объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», ввод в действие жилых домов, численность активных абонентов широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек населения, а также трудоспособные граждане в городе и селе. Рассчитан средний рейтинговый показатель для восьми федеральных округов, с помощью которого были выявлены приоритетные для комплексного развития территорий округа и сформулированы общие выводы по территориальному развитию Российской Федерации.
1085
Аннотация
Современные условия хозяйствования требуют от предприятий высокой степени адаптивности, инновационности и стратегической ориентации на долгосрочные перспективы. Поэтому для эффективной адаптации предприятий к стремительным изменениям в условиях цифровизации и глобальной конкуренции роль внедрения инноваций возрастает, что требует высокой степени вовлеченности сотрудников, готовности к постоянному обучению и поиску новых решений. В этой связи ключевым фактором успешности инновационного предприятия является эффективная система стратегической мотивации, направленная на раскрытие трудового потенциала сотрудников и их активное участие в инновационных процессах. Целью данного исследования является понимание и выявление ключевых аспектов системы стратегической мотивации в инновационном предприятии, а именно: изучить современные подходы к содержанию стратегической мотивации; проанализировать влияние стратегической мотивации на активность сотрудников; выявить основные принципы и направления формирования эффективной системы стратегической мотивации. Данная работа основана на теории стратегии и методологии стратегирования, разработанной под научным руководством академика В. Л. Квинта, также опирается на обширный обзор научных трудов ученых, касающихся анализа стратегической мотивации в инновационном развитии. Дана авторская трактовка стратегической мотивации в инновационном предприятии, определены ключевые принципы стратегической мотивации, способствующие активному вовлечению сотрудников в инновационную деятельность предприятия, разработана шкала оценки уровня системы стратегической мотивации. Система стратегической мотивации становится важным инструментом, позволяющая повысить уровень инновационной активности сотрудников, способствующая повышению их профессиональной компетентности и продуктивности, раскрывая трудовой потенциал, что в свою очередь оказывает положительное влияние на стратегические результаты инновационного предприятия.
793
Аннотация
условиях современной экономики креативная индустрия становится ключевым фактором стратегического развития. Исследование направлено на выявление стратегических возможностей и угроз для предприятий креативной индустрии, а также оценку их влияния на экономический рост. В качестве объектов исследования выбраны предприятия креативной индустрии в различных регионах. Методы включают анализ статистических данных, изучение динамики экспорта креативных товаров и услуг и оценку влияния пандемии COVID-19 на отрасль на основе теории стратегии и методологи стратегирования академика В. Л. Квинта. Анализ показал, что США и Китай лидируют в экспорте креативных товаров, демонстрируя значительный рост. В России наблюдается незначительный рост, что связано с внешними шоками и санкциями. Выявлены стратегические тенденции, такие как диверсификация структуры экспорта и рост IT-сектора. Исследование подчеркивает необходимость развития человеческого капитала и поддержки креативных проектов для укрепления конкурентных преимуществ. Рекомендации включают создание центров трансфера технологий и поддержку стартапов.
779
Аннотация
Исследованы перспективы практической реализации стратегии технологического суверенитета России применительно к отрасли машиностроения. Применены элементы методологии стратегирования академика В. Л. Квинта, связанные с определением проблемного поля развития отрасли и формированием OTSW-матрицы стратегического анализа. Выделены основные приоритеты, целесообразные для реализации в системе стратегического управления обеспечением технологического суверенитета России в машиностроении: единение производства и научно-образовательной сферы для решения основной проблемы нехватки квалифицированных кадров и компетенций, использование цифровых технологий для формирования консолидирующей системы цифрового управления развитием технологий и их внедрения в производства в рамках цифрой интеллектуализации управления и ее платформенных решений и соответствующих экспертно-машинных систем поддержки принятия решений, которая позволит обеспечить максимальную детализацию конкретных механизмов разработки внедрения технологий, развитие государственно-частного партнерства и стратегического сотрудничества и взаимодействия с зарубежными партнерами, обеспечение полноты финансирования научных разработок. Реализация вышеуказанных приоритетов в виде элементов стратегии обеспечения технологического суверенитета российского машиностроения призвана обеспечить качественный успех развития данного комплекса отраслей промышленности и преодоления имеющихся многочисленных вызовов технологического развития экономики в целом.
675
Аннотация
Статья посвящена исследованию специфики стратегических документов, определяющих приоритеты и перспективы развития строительной отрасли в России. Строительная отрасль является весьма перспективной, поскольку государство заинтересовано в развитии строительства с целью обновления и совершенствования жилищного фонда и повышения эффективности его работы, но одновременно и проблемной областью, т. к. существующая на рынке нестабильность стимулирует рост вероятности наступления различных рисков. В таком контексте необходимость разработки стратегии развития строительной отрасли имеет приоритетное значение, поскольку отраслевая стратегия, принятая к реализации в России, по мнению специалистов, не является совершенной и эффективной – существует ряд проблемных зон, требующих повышенного контроля и изменения в реализации стратегических решений по единой, общепризнанной и апробированной методологии стратегирования. Особое внимание авторы исследований уделяют вопросу несистемности программ финансирования предприятий строительной отрасли. Поэтому средний бизнес в строительстве постепенно теряет свои позиции, уступая крупным компаниям. Хотя строительный сектор, являясь ключевым компонентом национальной экономической системы, на протяжении длительного времени играл роль своеобразного «локомотива» экономики России, он также накопил значительное количество негативных факторов, которые создают угрозы стратегическому потенциалу развития. В этой связи возникает необходимость обоснования базовых стратегических документов, ориентированных на повышение уровня и качества жизни населения за счет обеспеченности доступным жильем, соответствующим современным технологическим стандартам. Авторы рассматривают возможности и угрозы, формирующие основу стратегии развития строительной отрасли в России, и предлагают ключевые направления для совершенствования системы отраслевых стратегических документов.
634
Аннотация
Акционерное общество «Навоийский горно-металлургический комбинат» (далее НГМК), мировой лидер горнодобывающей отрасли, с гордостью входит в четверку крупнейших производителей золота в мире. За свою 65-летнюю историю предприятие было первопроходцем и развивалось, освоив полный цикл производства золота: от новаторских геологоразведочных работ до производства готовой продукции высочайшего качества. С 1 января 2022 г. началась активная и широкомасштабная трансформация НГМК, которая, в частности, подразумевала внедрение принципов стратегического корпоративного управления в систему предприятия. В данной статье рассматривается внедрение стратегических принципов совершенствования механизма корпоративного управления в НГМК и его первоначальные результаты на сегодняшний день. В статье дается определение термина «корпоративное управление» и его воздействие на рост и развитие предприятий в целом, затем следует анализ корпоративного управления в НГМК и его стратегические принципы, сравнение результатов деятельности НГМК с лидирующими горнодобывающими компаниями из списка Топ-10 мира. В заключении автор подытоживает проведенный анализ стратегического корпоративного управления по кейсу НГМК.
651
Аннотация
Рост значимости знания как фактора производства в начале ХХ века привел к развитию такого нового направления в экономической науке как экономика знаний. Дальнейшие изыскания привели к появлению и последующей разработке понятий интеллектуального капитала и интеллектуального потенциала. Переход к знаниеёмкой экономике обусловливает необходимость все большего использования знаний не только при производстве новых знаний, но и в традиционных отраслях экономики, в том числе в промышленности. Применение знаний становится критическим фактором конкурентоспособности. В работе на основе теории стратегии и методологии стратегирования академика, иностранного члена РАН В. Л. Квинта дается краткое описание основных этапов и элементов построения стратегии интеллектуального потенциала хозяйствующего субъекта. Теоретическую основу работы в части экономики знаний, подходов к определению понятий человеческого капитала, интеллектуального капитала, составляют труды Й. Шумпетера, Ф. Хайека, Э. Фелпса, О. Уильямсона, Дж. К. Гэлбрейта, С. Кузнеца, Т. Шульца, Г. Беккера, Т. Стюарта, академика РАН В. Л. Макарова. Проведен краткий обзор эволюции подхода к пониманию роли знаний в экономическом росте. Обоснована значимость роли знаний как ключевого экономического ресурса в знаниеёмкой экономике. Проанализированы существующие подходы к определению понятий человеческий капитал, интеллектуальный капитал, интеллектуальный потенциал. Предложена наглядная иллюстрация интеллектуального потенциала, интеллектуального капитала и роли стратегии. Произведена попытка краткого описания основных этапов построения стратегии интеллектуального потенциала предприятия с выделением основных трендов, некоторых стратегических интересов и возможностей. Автором предпринята попытка анализа существующих подходов к исследованию этой области. Стратегирование интеллектуального потенциала имеет свои особенности. Выделен явный социальный характер стратегических интересов. Основной рекомендацией к стратегированию интеллектуального потенциала является отражение интересов всех участников стратегирования, поскольку реализация некоторых из них может отрицательно сказываться на реализации других.