Аффилиация
a МИРЭА – Российский технологический университет, Москва, Россия
Все права защищены ©Шацкая и др. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0. (
http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), позволяет другим распространять, перерабатывать, исправлять и развивать произведение, даже в коммерческих целях, при условии указания автора произведения.
Получена 10 Ноября, 2022 |
Принята в исправленном виде 21 Ноября, 2022 |
Опубликована 26 Декабря, 2022
Аннотация
Одной из основных глобальных тенденций является масштабное проникновение цифровых технологий во все сферы экономики, включая сферу высшего образования. Важнейшей задачей здесь видится осмысленное внедрение цифровых технологий в образовательных организациях и осознанная, а не хаотичная, трансформация модели образования в цифровую плоскость. Целью исследования являлось изучение явления цифровизации образования в контексте его влияния на развитие кадрового потенциала экономики, а также стратегирование цифровой трансформации высшего образования. Исследование основывалось на теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта, при помощи которых были сформулированы основные элементы стратегирования цифровой трансформации высшего образования. В работе использовали совокупность научных методов и подходов: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и научной абстракции. Были предложены концептуальные основы стратегирования цифровой трансформации высшего образования в России. Провели OTSW-анализ, в результате которого сделан вывод о том, что цифровая трансформация высшего образования сопровождается рядом сложностей. Среди них сложности, связанные с проникновением цифровых технологий в образовательное пространство, и сложности, провоцируемые социально-психологическими рисками и ущербом, который наносит цифровизация личности. Результативное стратегирование цифровой трансформации высшего образования требует соблюдения методологии, предусматривающей
преодоление всех ее этапов.
Ключевые слова
стратегирование,
цифровая трансформация,
высшее образование,
стратегическое управление,
цифровой университет
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Голышкова И. Н. Анализ ключевых составляющих модели «Цифровой университет» // E-Management. 2020. Т. 3. № 3. С. 53–61. https://doi.org/1010.26425/2658-3445-2020-3-3-53-61
- Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко [и др.]. М.: Перо, 2019. 98 с.
- Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
- Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
- Квинт В. Л. Стратегия развития стратегии // Журнал Бюджет. 2022. Т. 230. № 2. С. 44–46.
- Квинт В. Л., Бодрунов С. Д. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика. СПб.: ИНИР им. С. Ю. Витте, 2021. 351 с.
- Кузина Г. П. Концепция цифровой трансформации классического университета в «Цифровой университет» // E-Management. 2020. Т. 3. № 2. С. 89–96. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-2-89-96
- Новикова И. В. Стратегирование развития трудовых ресурсов: основные элементы и этапы // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 1. С. 57–65. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-1-57-65
- Петрова Е. В. Цифровая дидактика: проектирование процесса обучения и его сопровождение // Современное педагогическое образование. 2018. № 4. С. 141–144.
- Свиридова В. В. Мониторинг уровня цифровой трансформации образования: показатели и технологии // Открытое образование. 2022. Т. 26. № 3. С. 17–26. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-17-26
- Хворостяная А. С. Стратегическая архитектура цифровой промышленной платформы // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2022. С. 109–113.
- Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры / Л. М. Андрюхина [и др.] // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 116–147. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147
- Шацкая И. В. Конкурентные преимущества как элемент стратегии образовательной организации (на основе методологии В. Л. Квинта) // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 4. С. 127–139. https://doi.org/10.37791/2687-0649-2021-15-4-127-139
- Шацкая И. В. Концепция стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития России. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2021. 340 с.
- Шацкая И. В. Модернизация системы образования в России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2014. № 4. С. 148–155.
- Шацкая И. В. О стратегических перспективах развития корпоративного образования в России (на основе методологии стратегирования) // Экономика России: новые вызовы и перспективы: Сборник научных трудов Института технологий управления ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет». М., 2022. С. 255–266.
- Шацкая И. В. Стратегирование развития непрерывного образования // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 1. С. 1–11. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-1-1-11
- MacNeill S., Johnston B. The digital university in the modern age: A proposed framework for strategic development // Compass: Journal of Learning and Teaching. 2013. Vol. 7. № 4.
Как цитировать?
Шацкая И. В. Стратегирование цифровой трансформации высшего обра-
зования // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 4. С. 571–583. https://doi.
org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-571-583