ISSN 2782-2435 (Печать),
ISSN 2782-2621 (Онлайн)

Том 2, №4, 2022

2677
Аннотация
Статья посвящена анализу и поиску ключевых мероприятий по стратегическому управлению угледобывающими компаниями России в новых внешних условиях, характеризующихся санкционным давлением стран Запада. Целью работы являлось выявление методологических подходов к стратегическому управлению угледобывающими предприятиями и определение на его основе приоритетных стратегических мероприятий, которые при минимальных издержках предприятий угледобывающей отрасли обеспечивали бы их устойчивое долгосрочное развитие в условиях чрезвычайного периода. Были проанализированы угрозы для угледобывающих предприятий, обусловленные налагаемыми на них санкциями, а также показано их влияние на устойчивое развитие угледобывающих компаний. В данной работе привели научно-методологические подходы и принципы выбора стратегических мероприятий угледобывающих компаний в условиях чрезвычайного периода. Основными стратегическими мероприятиями по изменению стратегии развития предприятий угледобывающей промышленности в условиях внешнего санкционного давления должны быть переориентация логистических цепочек движения судов по направлению «Восточные порты – порты Азиатско-Тихоокеанского рынка», решение проблем технологической независимости предприятий угольной промышленности и формирование уникальных моделей взаимодействия власти регионов и бизнеса (предприятий угледобывающей промышленности) в добычи угля в условиях возникновения угроз для устойчивого развития угледобывающих компаний. Была обоснована целесообразность стратегического подхода к управлению устойчивым развитием угледобывающих компаний в условиях длительного воздействия на них внешних санкций. Применение предложенных методических рекомендаций позволит обеспечить устойчивое развитие угледобывающих предприятий России в условиях чрезвычайного периода в долгосрочной перспективе. Перспективным является дальнейшее уточнение научно-методологического аппарата стратегического управления угледобывающими предприятиями, позволяющего определять наиболее эффективные стратегии развития угледобывающих компаний в условиях негативного воздействия внешних факторов.
2290
Аннотация
Проблемы, угрозы и риски в реализуемых стратегиях и национальных проектах рассматриваются не полно, избирательно. Поэтому в ходе их реализации всегда появляются новые факторы, которые ограничивают решение стратегических задач, а также становятся причиной возникновения кризисных явлений и повторения разрывов в социально-экономическом развитии. Для исключения таких ситуаций предложено проведение причинно-следственного анализа факторов, характеризующих весь путь формирования проблем, угроз и рисков от установления корневых и опосредованных причин до определения непосредственных, видимых изменений условий жизнедеятельности населения. На основе анализа полноты учета факторов в характеристиках проблем, угроз и рисков, а также в формулировках стратегических задач и целевых показателей дается оценка реализуемости стратегических приоритетов и результативности проектной деятельности. Был предложен методологический инструментарий причинно-следственного анализа факторов, значимых для стратегического планирования, который применяется для оценки реализуемости стратегических задач и результативности национальных проектов
2890
Аннотация
Статья посвящена анализу понятия региональная идентичность, раскрывающего когнитивные основания политики стратегирования управлением и продвижением Стратегии развития регионов Российской Федерации˗2035, а также особенности формирования смысловых конструкций идентичности в долгосрочной стратегической инициативе Кемеровского государственного университета в формировании стратегии Кузбасса до 2071 г. Авторы проанализировали вызовы системно-функциональных проблем регионального развития, инициированные социально-экономическими изменениями цифровой экономики. Особое внимание в работе уделяется процессам формирования центров инноваций и лидерства. Выявили общие тенденции трансформирования традиционных ценностей социальных смыслов в стратегической активности наращивания конкурентных преимуществ регионов в единой стратегии государства. Теоретико-методологической основой исследования выступили положения теории стратегии В. Л. Квинта и отдельные методологические положения регионального стратегирования, а также положения теории социальной идентичности и миссии региона, заключающиеся в проведении OTSW-анализа как эффективного инструмента мониторинга и обоснования стратегических возможностей, в частности был применен селективный подход OTSW-анализа. В результате мониторинга и анализа были обнаружены стратегические возможности регионального развития модели, основным компонентом которой является система социальных смыслов, определяющих солидарные усилия в достижении поставленных целей и базовые принципы экологии взаимодействия гибких индивидуально ориентированных бизнес-стратегий региональных компаний, общественных движений, молодежи и амбасадоров инвестиционных проектов. Модель регионального развития позволяет выстраивать целостное видение смыслового ориентирования и инкорпорирования роли каждого. Лидерство и устойчивость инновационных стратегий развития региона как уникальной территории социально-экономической организации обуславливают единство когнитивного пространства и региональной идентичности в определении приоритетных социально-экономических оснований функционирования интегративных структур, инициирующих инновации. Дальнейшее формирование и реализация стратегических приоритетов по этим направлениям обеспечит не только уникальность развития регионов Российской Федерации в долгосрочной перспективе, но и станет базисом мультипликативного импульса социально-экономического развития всего макрорегиона.
2903
Аннотация
Сложноконтролируемые процессы, вызываемые торговыми (санкционными) войнами, можно анализировать только по прошествии времени, т. к. эффект от принимаемых управленческих решений на государственном уровне ощущается позже. Современные методы ведения такой борьбы изменились и теперь они предусматривают коллективное давление на страну-конкурента. Помимо экономического рычага, чаще всего задействуется и силовой механизм. За последние годы экономики стран мира претерпели множество кризисов, торговых конфликтов и «черных лебедей». По данным Международного валютного фонда, надеяться на прежний рост экономик не приходится, а значит, наиболее востребованная сфера IT-технологий будет вынуждена перестраиваться. Объектами исследования являлись ведущие экономики стран мира, их IT-индустрия и санкционная политика последних лет. Методологическая основа исследования основывалась на научных трудах, аналитических сводках, статистических сборниках и экспертных оценках отечественных и международных авторов, которые рассматривали международные торговые войны, санкционные политические инструменты и IT-отрасль на различных экономических уровнях. В данной работе рассмотрены межстрановые торговые конфликты в контексте исторической трансформации и современной истории, проанализировано текущее состояние экономик мировых держав по показателям ВВП и рассмотрена IT-отрасль как передовой драйвер цифровизации стран и перспективное направление для вложения бюджетных средств. Некоторыми экспертами отмечается малая эффективность отстаивания своих политических и экономических интересов с помощью полномасштабных санкций. В современной истории большинство всех санкционных войн приходится на долю стран Запада и США. Это наводит на мысли об их выгоде от применения такого рода механизмов в ведении диалога с «непокорными» странами. IT-отрасль будет трансформироваться и подстраиваться под новые реалии, а эпоха однополярного мира, навязываемая США, уходит в историю, т. е. происходит перестройка международных экономических связей.
2516
Аннотация
Современные макроэкономические вызовы не могли не сказаться на работе нефтегазового комплекса, который остается локомотивом развития российской экономики. Выход зарубежных партнеров из ряда российских проектов, санкционные ограничения со стороны Европейского союза и США и необходимость переориентации поставок товаров, работ и услуг для нужд нефтегазовой отрасли из недружественных стран обуславливают необходимость консолидации лучших мировых практик в закупочной деятельности. Отдельное значение реализация закупочной деятельности приобретает в контексте решения задачи по достижению технологического суверенитета и реализации программ импортозамещения в российских энергетических компаниях. В рамках данного исследования была предпринята попытка анализа работы ряда зарубежных компаний (как энергетических, так и промышленных, а также торговых) с целью выявления лучших практик, позволяющих данным предприятиям эффективно развиваться, занимая лидирующие позиции в своих сегментах.
3176
Аннотация
Актуальной задачей является необходимость обеспечения технологической независимости отечественных предприятий. Для этого требуется разработка соответствующих стратегий, определяющих условия для поиска нестандартных решений в части импортозамещения, преобразования производственных процессов и переосмысления подходов к управлению комплексами территориально распределенных сложных инженерных объектов и созданию культуры высокой производительности труда. Выбор хозяйствующего субъекта для практической отработки теоретических и методологических положений стратегирования цифровой трансформации был сделан исходя из сформулированных 7 принципов, обуславливающих значимость предприятия для национальной экономики. Для обоснованного определения стратегических приоритетов цифрового развития Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС), в соответствии с положениями методологии стратегирования академика В. Л. Квинта, использовали инструментарий OTSW-анализа. Исходными данными для проведения оценки готовности РТРС к проведению цифровой трансформации послужили результаты анкетирования работников предприятия по форме, разработанной автором. Анкета состоит из 37 вопросов, сгруппированных по функциональным группам, и представляет собой агрегатор информации о текущем состоянии предприятия, а также отвечает на вопрос о его готовности к изменениям. Результаты оценки показали, что уровень цифровизации РТРС соответствует понятию «Образцовое предприятие», но не дотягивает до «Умного предприятия». На этом основании определили стратегические приоритеты цифровой трансформации предприятия и сформировали концепцию цифрового развития. Был проведен расчет экономического эффекта от практического внедрения приоритетных мероприятий цифрового развития. В статье представлены основные результаты, полученные в процессе разработки концепции стратегии цифрового развития ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». Они могут быть использованы как для развития теории стратегического управления, так и в качестве инструментария и технологий организации и осуществления проектов цифровой трансформации в различных секторах национальной экономики.
2883
Аннотация
Библиотека как социальный институт в условиях, диктуемых процессами цифровизации экономики, выполняет важнейшую адаптационную функцию, способствуя социальной стабильности, выраженной в сохранении, обмене и распространении накопленного духовного и научно-технического потенциала. Это обуславливает необходимость формирования новых инновационных подходов к управлению ее деятельностью. Ключевым является вопрос формирования долгосрочной стратегии реализации культурной политики, в том числе в части создания единого информационного пространства для авторов, читателей, издательств и предприятий книжной торговли. Базовые аспекты построения стратегии функционирования и развития библиотеки должны формироваться в контексте новых возможностей цифровой экономики по предоставлению расширенного перечня услуг, гармонизированных с интересами и потребностями различных категорий читателей. В этом отношении автор отдает предпочтение методологии стратегирования академика В. Л. Квинта, представляющей собой универсальный инструмент в части построения стратегий опережающего развития. Это позволяет сформировать обоснованные подходы к созданию системы управления инновациями библиотечного дела. Для обоснования программных мероприятий концепции стратегии развития РГБ, в соответствии с методологией стратегирования, были проведены OTSW-анализ и оценка уровня инновационного потенциала библиотеки. Это позволило конкретизировать приоритеты в разрезе временно́го и предметного структурирования стратегических целей, а также обозначить перспективные технологии развития. В работе были рассмотрены принципы стратегирования развития современной библиотеки как центра цифровых компетенций и новых электронных сервисов, а также определены практические методы и последовательность их применения в контексте активизации уже имеющихся и потенциальных возможностей для обеспечения опережающего цифрового развития библиотеки.
3276
Аннотация
Одной из основных глобальных тенденций является масштабное проникновение цифровых технологий во все сферы экономики, включая сферу высшего образования. Важнейшей задачей здесь видится осмысленное внедрение цифровых технологий в образовательных организациях и осознанная, а не хаотичная, трансформация модели образования в цифровую плоскость. Целью исследования являлось изучение явления цифровизации образования в контексте его влияния на развитие кадрового потенциала экономики, а также стратегирование цифровой трансформации высшего образования. Исследование основывалось на теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта, при помощи которых были сформулированы основные элементы стратегирования цифровой трансформации высшего образования. В работе использовали совокупность научных методов и подходов: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и научной абстракции. Были предложены концептуальные основы стратегирования цифровой трансформации высшего образования в России. Провели OTSW-анализ, в результате которого сделан вывод о том, что цифровая трансформация высшего образования сопровождается рядом сложностей. Среди них сложности, связанные с проникновением цифровых технологий в образовательное пространство, и сложности, провоцируемые социально-психологическими рисками и ущербом, который наносит цифровизация личности. Результативное стратегирование цифровой трансформации высшего образования требует соблюдения методологии, предусматривающей преодоление всех ее этапов.
2684
Аннотация
Образование является ключевой предпосылкой развития занятости населения в регионе, которая позволяет достигать Целей в области устойчивого развития ООН. Возможность получения качественного образования способствует экономическому росту, развитию занятости, достижению гендерного равенства, ликвидации бедности и сокращению неравенства. При стратегировании развития занятости населения Амурской области необходимо учитывать глобальные, национальные и региональных тренды, одним из которых является получение качественного образования. Исследование базируется на теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта, в соответствии с которыми конечной целью реализации любой стратегии является повышение качества и уровня жизни человека. На основе анализа были определены место России в мировом рейтинге уровня образования, национальные задачи, их показатели и направления действий региональных проектов, подведомственных национальному проекту «Образование» в Амурской области. В результате стратегирования предложены возможные сферы развития занятости населения. Реализация тренда «качественное образование» поможет выявить возможности, угрозы, сильные и слабые стороны. Это позволит сформировать актуальные стратегические приоритеты при разработке стратегии развития занятости населения Амурской области, что приведет к ее успешной реализации и улучшению качества и уровня жизни населения региона.