ISSN 2782-2435 (Print),
ISSN 2782-2621 (Online)

Volume 2, Issue 4, 2022

3903
Abstract
The article features the strategic management of coal mining companies in Russia under the current Western sanctions. The research objective was to identify the optimal methodological approaches and priority strategic measures that would ensure the sustainable long-term development of coal-mining enterprises affected by the sanctions. The authors identify the threats to coal mining enterprises caused by the sanctions, as well as their impact on the sustainable development of the mining industry. They compiled a list of strategic measures that could change the development strategy of coal mining enterprises in the context of external sanctions pressure. First, the logistics chains between the Eastern ports and the Asia-Pacific market should be reorganized. Second, coal mining enterprises should be technologically independent. Third, the interaction between the regional authorities and coal mining businesses requires new models. The article also proves the expediency of the strategic approach and methodological recommendations to managing the sustainable development of coal mining companies in the context of a long-term sanctions. The scientific and methodological apparatus of the coal mining strategic management is a promising scientific matter that requires a further analysis.
3027
Abstract
Problems, threats, and risks are often considered selectively in national strategies and projects. As a result, new factors appear during their implementation: they limit the solution of strategic tasks, cause crisis phenomena, and recurrent gaps in the socio-economic development. The authors developed a procedure of causal analysis. It focuses on entire path of problem development, from the establishment of its root and indirect causes to the determination of direct and visible changes in the human living environment. The analysis features the completeness of factor accounting in problems, threats, and risks. It also covers strategic objectives and targets to assess the feasibility of strategic priorities and the effectiveness of project activities. The article also introduces some methodological tools of the causal analysis. They can be applied to factors that affect strategic planning and can be used to assess national projects, i.e., their feasibility of strategic objectives and effectiveness.
3846
Abstract
The article features the concept of regional identity in Kuzbass. On the one hand, regional identity is based on the policy of strategizing the management and promotion as part of the Regional Development Strategy through 2035. On the other hand, it reveals various semantic identity structures in the long-term strategic initiative of Kemerovo State as part of The Kuzbass Development Strategy through 2071. The analysis involved the challenges of systemic and functional problems of regional development that appeared as a result of socio-economic changes in the digital economy. It also described the projects of innovation and leadership centers. The authors believe that the traditional values and social meanings transform as a result of the state strategy aimed at increasing the competitive advantages of the regions. The theoretical and methodological basis of the study relied on the fundamental provisions of V.L. Kvint’s theory of strategy, certain methodological provisions of regional strategizing, the theory of social identity, and the mission of the region. The authors performed a selective OTSW analysis as an effective tool for monitoring and substantiating strategic opportunities. They constructed a model of regional development component that consisted of a system of social meanings. This system determined the joint efforts in achieving goals and the basic principles of ecology of interaction between flexible business strategies of regional companies, social movements, the youth, ambassadors of investment projects, etc. The approach provided a holistic vision of semantic orientation, which incorporated every stakeholder. Sustainable innovative strategies of regional development define the region as a unique territory with a unique socio-economic organization. They provide a single cognitive environment and a stable regional identity in determining the priority socio-economic bases for the integrative structures that trigger innovations. Strategic priorities in these areas ensure unique long-term development of the regions, as well as give the multiplicative impulse to the socio-economic development of the entire macroregion.
3841
Abstract
The difficult-to-control processes caused by trade wars and sanctions can be analyzed only post factum, since the large-scale state-level decisions need time to take effect. Modern trade-war methods usually include a collective pressure on the competing country, and the economic leverage is accompanied by the power politics. In recent years, national economies have undergone many crises, trade conflicts, and black swan events. The International Monetary Fund predicts no return to former economic growth rates. The IT industry is an advanced digitalization driver and a promising direction for state investments. The sphere of IT technologies will also have to adjust to the new circumstances. This study focuses on the IT industries of the world’s leading economies and the sanctions policy of the recent years. The research relied on domestic and international scientific papers, analytical reports, statistical collections, and expert assessments related to the topic of international trade wars, political sanctions, and the IT industry. The author considered international trade conflicts both diachronically and synchronically. The current state of the leading economies was described in terms of their GDP. Some experts report the low effectiveness of full-scale sanctions in defending political and economic interests. Since Western Europe and the United States were responsible for most trade wars in the past, they probably find this mechanism beneficial in conducting a dialogue with their opponents. The author believes that the IT industry will be able to adapt to the new economic reality as the era of the unipolar world imposed by the United States is fading into history, triggering inevitable changes in the international economic relations.
3399
Abstract
The current macroeconomic challenges have affected the oil and gas complex, which remains the locomotive of Russian economy. Foreign partners are leaving Russian projects as the European Union and the United States initiate unprecedented sanctions against Russian economy. As a result, the oil and gas industry has to change its logistics to compensate for the lack of supply of goods and services from unfriendly countries. The industry has to turn to the best world practices in the sphere of procurement. Effective procurement activities can solve the problem of technological independence and import substitution in Russian oil and gas companies. The author analyzed the experience of foreign companies in the sphere of mineral resources, industry, and trade. The research objective was to identify the best practices that allowed these enterprises to become leaders in their economy sectors.
4144
Abstract
Russian enterprises need technological independence and new strategies for non-standard solutions in such spheres as import substitution, novel production processes, effective management of complex engineering facilities, high labor productivity, etc. This research featured the digital transformation of an economic entity, which was chosen based on a list of seven principles that determined the importance of the enterprise for the national economy. The author used the method of OTSW analysis developed by Professor V.L. Kvint to determine the strategic priorities for the digital development of the Russian Television and Radiobroadcasting Network (RTRN). The initial data were obtained from its employees via a questionnaire. The questionnaire consisted of 37 questions divided into functional groups. It served as an aggregator of information about the current state of the enterprise and its readiness for digital transformations. The RTRN was evaluated as an “exemplary enterprise”; however, its digitalization level did not reach that of a “smart enterprise”. The survey made it possible to define the strategic priorities for the prospective digital transformation, as well as to describe the concept of digital development. The author also calculated the economic effect from the practical implementation of priority digital development measures. The resulting digital development strategy can be applied to digital transformation projects in other sectors of the national economy.
3715
Abstract
As a result of economic digitalization, the library acts a social institution that performs an extremely important adaptive function: it improves social stability by preserving, exchanging, and disseminating the accumulated spiritual, scientific, and technical potential. As a result, libraries need innovative management approaches. In particular, they need a long-term cultural policy to create a single information space for authors, readers, publishers, and book traders. The digital economy offers new opportunities to provide an expanded list of services that go in line with the interests and needs of various categories of readers. The author used the strategizing methodology developed by Professor V.L. Kvint as a universal tool for building advanced development strategies. The approach made it possible to form a new library innovation management system. The OTSW method provided new program activities for the development strategy of the Russian State Library and revealed its innovative potential. The analysis also made it possible to prioritize the temporal and strategic goals, as well as to identify the promising development technologies. The resulting principles define the development strategy of a modern library as a center of digital competencies and new electronic services. The article introduces the practical methods and their application procedure to enhance the existing and potential opportunities of libraries.
4156
Abstract
Nowadays, digitalization is affecting all sectors of global economy, including higher education. This process should be conscious and well-structured. This study featured the digitalization phenomenon in higher education, namely its impact on human resources and the strategizing of digital transformation.The author used the theory of strategy and strategizing methodology developed by Professor V.L. Kvint to design the strategy of the digital transformation in the sphere of higher education in Russia. Other methods and approaches included analysis, synthesis, comparison, generalization, and scientific abstraction. The study resulted in a conceptual framework for strategizing the digital transformation of higher education in Russia. The OTSW analysis proved that the digital transformation of higher education is currently experiencing various difficulties. Most of them are associated with the penetration of digital technologies into academic environment, the socio-psychological risks, and the personality digitalization. The Russian system of higher education needs effective digital strategizing and a clear methodology to overcome all these difficulties.
3508
Abstract
Regional employment depends on the level of education in that particular region. An effective education system makes it possible to achieve the Sustainable Development Goals set by the United Nations. Access to quality education boosts economic growth, increases employment prospects, and reduces gender and income inequality. This research featured the strategy of employment development in the Amur Region. The author believes it should be based on the global, national, and regional trends, one of which is public access to quality education. The methodology relied on the theory of strategy and strategizing developed by Professor V.L. Kvint. According to this approach, the high quality of human life is the ultimate goal of any strategy. The analysis revealed Russia’s place in the global education ranking, as well as the national objectives, their indicators, and directions of regional projects as part of the National Education Project in the Amur Region. The strategizing made it possible to define the areas of employment development which are affected by the quality education trend. By implementing the quality education trend, the Amur authorities will be able to identify the opportunities, threats, strengths, and weaknesses to define the strategic priorities in the employment strategy, which will eventually improve the quality of life in the regi on.

ISSN 2782-2435 (Печать),
ISSN 2782-2621 (Онлайн)

Том 2, №4, 2022

2677
Аннотация
Статья посвящена анализу и поиску ключевых мероприятий по стратегическому управлению угледобывающими компаниями России в новых внешних условиях, характеризующихся санкционным давлением стран Запада. Целью работы являлось выявление методологических подходов к стратегическому управлению угледобывающими предприятиями и определение на его основе приоритетных стратегических мероприятий, которые при минимальных издержках предприятий угледобывающей отрасли обеспечивали бы их устойчивое долгосрочное развитие в условиях чрезвычайного периода. Были проанализированы угрозы для угледобывающих предприятий, обусловленные налагаемыми на них санкциями, а также показано их влияние на устойчивое развитие угледобывающих компаний. В данной работе привели научно-методологические подходы и принципы выбора стратегических мероприятий угледобывающих компаний в условиях чрезвычайного периода. Основными стратегическими мероприятиями по изменению стратегии развития предприятий угледобывающей промышленности в условиях внешнего санкционного давления должны быть переориентация логистических цепочек движения судов по направлению «Восточные порты – порты Азиатско-Тихоокеанского рынка», решение проблем технологической независимости предприятий угольной промышленности и формирование уникальных моделей взаимодействия власти регионов и бизнеса (предприятий угледобывающей промышленности) в добычи угля в условиях возникновения угроз для устойчивого развития угледобывающих компаний. Была обоснована целесообразность стратегического подхода к управлению устойчивым развитием угледобывающих компаний в условиях длительного воздействия на них внешних санкций. Применение предложенных методических рекомендаций позволит обеспечить устойчивое развитие угледобывающих предприятий России в условиях чрезвычайного периода в долгосрочной перспективе. Перспективным является дальнейшее уточнение научно-методологического аппарата стратегического управления угледобывающими предприятиями, позволяющего определять наиболее эффективные стратегии развития угледобывающих компаний в условиях негативного воздействия внешних факторов.
2290
Аннотация
Проблемы, угрозы и риски в реализуемых стратегиях и национальных проектах рассматриваются не полно, избирательно. Поэтому в ходе их реализации всегда появляются новые факторы, которые ограничивают решение стратегических задач, а также становятся причиной возникновения кризисных явлений и повторения разрывов в социально-экономическом развитии. Для исключения таких ситуаций предложено проведение причинно-следственного анализа факторов, характеризующих весь путь формирования проблем, угроз и рисков от установления корневых и опосредованных причин до определения непосредственных, видимых изменений условий жизнедеятельности населения. На основе анализа полноты учета факторов в характеристиках проблем, угроз и рисков, а также в формулировках стратегических задач и целевых показателей дается оценка реализуемости стратегических приоритетов и результативности проектной деятельности. Был предложен методологический инструментарий причинно-следственного анализа факторов, значимых для стратегического планирования, который применяется для оценки реализуемости стратегических задач и результативности национальных проектов
2890
Аннотация
Статья посвящена анализу понятия региональная идентичность, раскрывающего когнитивные основания политики стратегирования управлением и продвижением Стратегии развития регионов Российской Федерации˗2035, а также особенности формирования смысловых конструкций идентичности в долгосрочной стратегической инициативе Кемеровского государственного университета в формировании стратегии Кузбасса до 2071 г. Авторы проанализировали вызовы системно-функциональных проблем регионального развития, инициированные социально-экономическими изменениями цифровой экономики. Особое внимание в работе уделяется процессам формирования центров инноваций и лидерства. Выявили общие тенденции трансформирования традиционных ценностей социальных смыслов в стратегической активности наращивания конкурентных преимуществ регионов в единой стратегии государства. Теоретико-методологической основой исследования выступили положения теории стратегии В. Л. Квинта и отдельные методологические положения регионального стратегирования, а также положения теории социальной идентичности и миссии региона, заключающиеся в проведении OTSW-анализа как эффективного инструмента мониторинга и обоснования стратегических возможностей, в частности был применен селективный подход OTSW-анализа. В результате мониторинга и анализа были обнаружены стратегические возможности регионального развития модели, основным компонентом которой является система социальных смыслов, определяющих солидарные усилия в достижении поставленных целей и базовые принципы экологии взаимодействия гибких индивидуально ориентированных бизнес-стратегий региональных компаний, общественных движений, молодежи и амбасадоров инвестиционных проектов. Модель регионального развития позволяет выстраивать целостное видение смыслового ориентирования и инкорпорирования роли каждого. Лидерство и устойчивость инновационных стратегий развития региона как уникальной территории социально-экономической организации обуславливают единство когнитивного пространства и региональной идентичности в определении приоритетных социально-экономических оснований функционирования интегративных структур, инициирующих инновации. Дальнейшее формирование и реализация стратегических приоритетов по этим направлениям обеспечит не только уникальность развития регионов Российской Федерации в долгосрочной перспективе, но и станет базисом мультипликативного импульса социально-экономического развития всего макрорегиона.
2903
Аннотация
Сложноконтролируемые процессы, вызываемые торговыми (санкционными) войнами, можно анализировать только по прошествии времени, т. к. эффект от принимаемых управленческих решений на государственном уровне ощущается позже. Современные методы ведения такой борьбы изменились и теперь они предусматривают коллективное давление на страну-конкурента. Помимо экономического рычага, чаще всего задействуется и силовой механизм. За последние годы экономики стран мира претерпели множество кризисов, торговых конфликтов и «черных лебедей». По данным Международного валютного фонда, надеяться на прежний рост экономик не приходится, а значит, наиболее востребованная сфера IT-технологий будет вынуждена перестраиваться. Объектами исследования являлись ведущие экономики стран мира, их IT-индустрия и санкционная политика последних лет. Методологическая основа исследования основывалась на научных трудах, аналитических сводках, статистических сборниках и экспертных оценках отечественных и международных авторов, которые рассматривали международные торговые войны, санкционные политические инструменты и IT-отрасль на различных экономических уровнях. В данной работе рассмотрены межстрановые торговые конфликты в контексте исторической трансформации и современной истории, проанализировано текущее состояние экономик мировых держав по показателям ВВП и рассмотрена IT-отрасль как передовой драйвер цифровизации стран и перспективное направление для вложения бюджетных средств. Некоторыми экспертами отмечается малая эффективность отстаивания своих политических и экономических интересов с помощью полномасштабных санкций. В современной истории большинство всех санкционных войн приходится на долю стран Запада и США. Это наводит на мысли об их выгоде от применения такого рода механизмов в ведении диалога с «непокорными» странами. IT-отрасль будет трансформироваться и подстраиваться под новые реалии, а эпоха однополярного мира, навязываемая США, уходит в историю, т. е. происходит перестройка международных экономических связей.
2516
Аннотация
Современные макроэкономические вызовы не могли не сказаться на работе нефтегазового комплекса, который остается локомотивом развития российской экономики. Выход зарубежных партнеров из ряда российских проектов, санкционные ограничения со стороны Европейского союза и США и необходимость переориентации поставок товаров, работ и услуг для нужд нефтегазовой отрасли из недружественных стран обуславливают необходимость консолидации лучших мировых практик в закупочной деятельности. Отдельное значение реализация закупочной деятельности приобретает в контексте решения задачи по достижению технологического суверенитета и реализации программ импортозамещения в российских энергетических компаниях. В рамках данного исследования была предпринята попытка анализа работы ряда зарубежных компаний (как энергетических, так и промышленных, а также торговых) с целью выявления лучших практик, позволяющих данным предприятиям эффективно развиваться, занимая лидирующие позиции в своих сегментах.
3176
Аннотация
Актуальной задачей является необходимость обеспечения технологической независимости отечественных предприятий. Для этого требуется разработка соответствующих стратегий, определяющих условия для поиска нестандартных решений в части импортозамещения, преобразования производственных процессов и переосмысления подходов к управлению комплексами территориально распределенных сложных инженерных объектов и созданию культуры высокой производительности труда. Выбор хозяйствующего субъекта для практической отработки теоретических и методологических положений стратегирования цифровой трансформации был сделан исходя из сформулированных 7 принципов, обуславливающих значимость предприятия для национальной экономики. Для обоснованного определения стратегических приоритетов цифрового развития Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС), в соответствии с положениями методологии стратегирования академика В. Л. Квинта, использовали инструментарий OTSW-анализа. Исходными данными для проведения оценки готовности РТРС к проведению цифровой трансформации послужили результаты анкетирования работников предприятия по форме, разработанной автором. Анкета состоит из 37 вопросов, сгруппированных по функциональным группам, и представляет собой агрегатор информации о текущем состоянии предприятия, а также отвечает на вопрос о его готовности к изменениям. Результаты оценки показали, что уровень цифровизации РТРС соответствует понятию «Образцовое предприятие», но не дотягивает до «Умного предприятия». На этом основании определили стратегические приоритеты цифровой трансформации предприятия и сформировали концепцию цифрового развития. Был проведен расчет экономического эффекта от практического внедрения приоритетных мероприятий цифрового развития. В статье представлены основные результаты, полученные в процессе разработки концепции стратегии цифрового развития ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». Они могут быть использованы как для развития теории стратегического управления, так и в качестве инструментария и технологий организации и осуществления проектов цифровой трансформации в различных секторах национальной экономики.
2883
Аннотация
Библиотека как социальный институт в условиях, диктуемых процессами цифровизации экономики, выполняет важнейшую адаптационную функцию, способствуя социальной стабильности, выраженной в сохранении, обмене и распространении накопленного духовного и научно-технического потенциала. Это обуславливает необходимость формирования новых инновационных подходов к управлению ее деятельностью. Ключевым является вопрос формирования долгосрочной стратегии реализации культурной политики, в том числе в части создания единого информационного пространства для авторов, читателей, издательств и предприятий книжной торговли. Базовые аспекты построения стратегии функционирования и развития библиотеки должны формироваться в контексте новых возможностей цифровой экономики по предоставлению расширенного перечня услуг, гармонизированных с интересами и потребностями различных категорий читателей. В этом отношении автор отдает предпочтение методологии стратегирования академика В. Л. Квинта, представляющей собой универсальный инструмент в части построения стратегий опережающего развития. Это позволяет сформировать обоснованные подходы к созданию системы управления инновациями библиотечного дела. Для обоснования программных мероприятий концепции стратегии развития РГБ, в соответствии с методологией стратегирования, были проведены OTSW-анализ и оценка уровня инновационного потенциала библиотеки. Это позволило конкретизировать приоритеты в разрезе временно́го и предметного структурирования стратегических целей, а также обозначить перспективные технологии развития. В работе были рассмотрены принципы стратегирования развития современной библиотеки как центра цифровых компетенций и новых электронных сервисов, а также определены практические методы и последовательность их применения в контексте активизации уже имеющихся и потенциальных возможностей для обеспечения опережающего цифрового развития библиотеки.
3276
Аннотация
Одной из основных глобальных тенденций является масштабное проникновение цифровых технологий во все сферы экономики, включая сферу высшего образования. Важнейшей задачей здесь видится осмысленное внедрение цифровых технологий в образовательных организациях и осознанная, а не хаотичная, трансформация модели образования в цифровую плоскость. Целью исследования являлось изучение явления цифровизации образования в контексте его влияния на развитие кадрового потенциала экономики, а также стратегирование цифровой трансформации высшего образования. Исследование основывалось на теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта, при помощи которых были сформулированы основные элементы стратегирования цифровой трансформации высшего образования. В работе использовали совокупность научных методов и подходов: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и научной абстракции. Были предложены концептуальные основы стратегирования цифровой трансформации высшего образования в России. Провели OTSW-анализ, в результате которого сделан вывод о том, что цифровая трансформация высшего образования сопровождается рядом сложностей. Среди них сложности, связанные с проникновением цифровых технологий в образовательное пространство, и сложности, провоцируемые социально-психологическими рисками и ущербом, который наносит цифровизация личности. Результативное стратегирование цифровой трансформации высшего образования требует соблюдения методологии, предусматривающей преодоление всех ее этапов.
2684
Аннотация
Образование является ключевой предпосылкой развития занятости населения в регионе, которая позволяет достигать Целей в области устойчивого развития ООН. Возможность получения качественного образования способствует экономическому росту, развитию занятости, достижению гендерного равенства, ликвидации бедности и сокращению неравенства. При стратегировании развития занятости населения Амурской области необходимо учитывать глобальные, национальные и региональных тренды, одним из которых является получение качественного образования. Исследование базируется на теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта, в соответствии с которыми конечной целью реализации любой стратегии является повышение качества и уровня жизни человека. На основе анализа были определены место России в мировом рейтинге уровня образования, национальные задачи, их показатели и направления действий региональных проектов, подведомственных национальному проекту «Образование» в Амурской области. В результате стратегирования предложены возможные сферы развития занятости населения. Реализация тренда «качественное образование» поможет выявить возможности, угрозы, сильные и слабые стороны. Это позволит сформировать актуальные стратегические приоритеты при разработке стратегии развития занятости населения Амурской области, что приведет к ее успешной реализации и улучшению качества и уровня жизни населения региона.