ISSN 2782-2435 (Печать),
ISSN 2782-2621 (Онлайн)

Стратегирование обеспечения технологического лидерства в сегменте премиального кофе в РФ

Аннотация
Стратегирование технологического суверенитета в выбранном секторе экономики требует, с одной стороны, объективации цепочки создания ценности и принятой отраслевой или межотраслевой системы разделения труда, а с другой – выявления и балансировки требований и граничных условий, необходимых для обеспечения коммерческой привлекательности разворачиваемой системы деятельности по достижению технологического лидерства в выбранном сегменте. Кофе является одним из самых продаваемых сырьевых продуктов в мире: его производство и потребление на современном этапе ежегодно составляют более 10 млн тонн в год. Мировой рынок кофе представляет собой систему производственно-сбытовых отношений, целью функционирования которой является доведение кофейного продукта до конечного потребителя. Данная система состоит из трёх крупных сегментов: производства и первичной обработки кофе, обжарки кофе и сбыта кофейной продукции. Кофе производится и проходит первичную обработку в странах произрастания кофе – странах Африки, Латинской Америки и Азии – и обжаривается в странах потребления – преимущественно странах Европы, Северной Америки и Азии, в том числе в России. На современном этапе в России рынок кофе является растущим: увеличивается спрос на продукцию и растут объёмы производства жареного кофе, наблюдается высокий объём поставок кофе в Россию. При этом в текущей экономической ситуации российский рынок сталкивается с рядом вызовов, требующих ответа со стороны участников локального рынка: дефицит предложения кофе (готового к употреблению и первично обработанного), ограничения поставок кофе и уход зарубежных компаний с рынка. Данные вызовы представляют собой не только препятствия для российской сферы кофе, но и предоставляют возможности: сначала для импортозамещения, а в дальнейшем и достижения технологического лидерства, следовательно, представляется важным стратегирование обеспечения технологического лидерства в сегменте премиального кофе в РФ. Целью данного исследования является стратегирование достижения технологического суверенитета в сегменте премиального кофе. В ходе исследования обоснована актуальность стратегирования взаимосвязанных аспектов политики, стратегии и тактики, подтверждается их взаимосвязь с аспектами стратегического управления, в целях достижения технологического суверенитета в сегменте премиального кофе. В исследовании использована теория стратегии и методология стратегирования академика В. Л. Квинта.
Ключевые слова
стратегирование, стратегические цели, технологический суверенитет, технологическое лидерство, индустрия кофе
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Африка 2023. Возможности и риски: экспертно-аналитический справочник / А. А. Маслов [и др.]. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2023. 224 с.
  2. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес атлас, 2012. 626 с.
  3. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
  4. Квинт В. Л., Хворостяная А. С., Сасаев Н. И. Авангардные технологии в процессе стратегирования // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 11. С. 1170–1179. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-11-1170-1179
  5. Кондратьев В. В. Модельно-ориентированный системный инжиниринг 2.0. М.: МФТИ, 2021.
  6. Кондратьев В. В., Тищенко Е. Б. Стратегия пошагового расширения системных инструментов цифрового инжиниринга с искусственным интеллектом // Экономические стратегии. 2024. Т. 192. № 6.
  7. Кондратьев В. В., Тищенко Е. Б. Архитектурный инжиниринг гибридных моделей, включающих цифровые двойники и машинное обучение // Экономические стратегии. 2023. Т. 25. № 5. С. 94–99.
  8. Стратегирование технологического суверенитета национальной экономики / В. Л. Квинт [и др.] // Управленческое консультирование. 2022. № 9(165). С. 57–67. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-9-57-67
  9. Тищенко Е. Б., Славянцев М. В. Стратегический анализ межстрановой координации реиндустриализации индустрий (на примере потенциала кооперации России и Египта) // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 2. С. 158–171. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-158-171
  10. Тищенко Е. Б., Славянцев М. В., Коростылева И. И. Колыбель жизни станет «пастбищем» «единорогов» // Экономические стратегии. 2022. Т. 24. № 1(181). С. 112–117. https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.112-117
  11. Aliaga Lordemann J., Mora‐García C., Mulder N. The main drivers of arabica coffee prices in Latin America // Project Documents, Economic Commission for Latin America and the Caribbean (ECLAC) – 2021.
  12. Ceballos-Sierra F., Dall’erba S. The effect of climate variability on Colombian coffee productivity: A dynamic panel model approach // Agricultural Systems. 2021. Vol. 190. P. 103–126. https://doi.org/10.1016/ j.agsy.2021.103126
  13. Donnet L., Weatherspoon D., Hoehn J. Price determinants in top-quality E-Auctioned specialty coffees // Agricultural Economics. 2008. Vol. 38. P. 267–276. https://doi.org/10.1111/j.1574-0862.2008.00298.x
  14. Morland L. Values added in speciality coffee: Connecting product and place through songlines // The International Journal of Entrepreneurship and Innovation. 2018. Vol. 19. № 2. P. 113–124. https://doi.org/10.1177/1465750318761648
  15. Soares L. B., Dornelas M. A. Coffees in Brazil: A bibliometric study about specialty coffees // Seven Editora. 2023. https://doi.org/10.56238/alookdevelopv1-071
  16. The dynamics of coffee production in Brazil / B. Volsi [et al.]. 2019. Vol. 14. № 7. P. e0219742. https://doi. org/10.1371/journal.pone.0219742
  17. The impact of climate change and variability on coffee production: a systematic review / Ye. Pham [et al.] // Climatic Change. 2019. Vol. 156. № 4. P. 609–630. https://doi.org/10.1007/s10584-019-02538-y
  18. Van der Merwe K., Maree T. The behavioural intentions of specialty coffee consumers in South Africa // International Journal of Consumer Studies. 2016. Vol. 40. P. 501–508. https://doi.org/10.1111/ijcs.12275
Как цитировать?
Тищенко Е. Б., Голицын В.Д. Стратегирование обеспечения технологического лидерства в сегменте премиального кофе в РФ // Стратегирование: теория и практика. 2025. Т 5. № 2. С. 205–222. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2025-2-205-222
О журнале