ISSN 2782-2435 (Печать),
ISSN 2782-2621 (Онлайн)

Том 5, №1, 2025

344
Аннотация
В данной статье рассматриваются текущая ситуация стратегирования экологического строительства в Москве и в Московской области, процессы и проблемы развития. Целью статьи является представление мирового и российского опыта зеленого строительства. В соответствии с целью поставлены задачи: дать анализ экономической целесообразности и экономической эффективности внедрения «зеленых» технологий в строительную сферу, рассмотреть возможные риски при экостроительстве. Москва и Московская область постепенно прибегают к использованию «зеленых» технологий. Сегодня новые технологии стали появляться во многих сферах общественной жизни. Государство все больше внимания уделяет внедрению «зеленых» технологий в развитие города. Именно поэтому в России получили распространение электромобили, общественный транспорт перешел на более экологичный вид заправки. В городе стало больше зеленых зон. Все эти изменения говорят о том, что мы движемся в правильном направлении. Просто государству и населению нужно немного больше времени, чтобы осознать важность использования устойчивых технологий в жилищном строительстве. В статье предлагаются стратегические рекомендации по развитию «зеленого» строительства в Москве и в Московской области.
326
Аннотация
Современные макроэкономические реалии обусловили необходимость корректировки методологического инструментария, используемого при освоении углеводородных запасов, государственного регулирования ценообразования на нефтегазовую продукцию на внутреннем рынке, обеспечения стабильности правовых и налоговых режимов, создания благоприятных институциональных и инфраструктурных условий. Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию методологического инструментария комплексного освоения углеводородных запасов, выделение направлений стратегического развития нефтегазового комплекса (НГК) на современном этапе экономических отношений. Объект исследования рассматривается с позиций системно-функционального и комплексного подходов. Совершенствование методологического инструментария является направлением стратегического развития нефтегазового комплекса России, связано с обеспечением экономической устойчивости в условиях внешних вызовов, национальной и энергетической безопасности, достижением технологического суверенитета и выходом на опережающие темпы экономического роста. В условиях внешних вызовов приоритетами государственной энергетической политики выступают бесперебойное функционирование отраслей топливно-энергетического комплекса, содействие экономическому и технологическому становлению нефтегазовых предприятий, планомерное достижение целевых ориентиров, заложенных в программах и документах стратегического развития.
362
Аннотация
Исследование посвящено разработке стратегических подходов к развитию ИТ-сектора в России в целях формирования национальной технологической основы развития ИТ-отрасли Российской Федерации в контексте задач обеспечения национальной безопасности, импортозамещения и технологического суверенитета. Проведен анализ ключевых документов стратегического планирования федерального уровня, регламентирующих деятельность российского ИТ-сектора. В качестве ключевой управленческой проблемы выявлена отраслевая разобщенность данных документов, преобладание дискретного сегментированного подхода к поддержке развития ИТ-сектора в Российской Федерации. Отдельное место в исследовании уделено анализу инструментов государственной поддержки ИТ-сектора, отмечено преобладание стимулирующего подхода к поддержке развития как ИТ-сектора в целом, так и его отраслевых направлений, что в сложившихся условиях является недостаточной мерой и не способствует эффективному решению задач по развитию отечественных ИТ-продуктов и услуг. С учетом анализа текущей ситуации и выявленных проблем предложен стратегический подход к развитию ИТ-сектора, связанный с необходимостью формирования единой взаимоувязанной стратегии, охватывающей все отраслевые направления российского ИТ-сектора, обоснованы необходимость трансформации системы государственной поддержки российского ИТ-сектора и обеспечение перехода от стимулирующей парадигмы государственной поддержки ИТ-отрасли к программно-целевой.
373
Аннотация
Нереализованный потенциал межрегионального и межмуниципального взаимодействия в Стратегии пространственного развития РФ до 2025 г. рассматривается в качестве одной из ключевых проблем пространственного развития страны. Вместе с тем обеспечение пространственной интеграции предполагает необходимость научного обоснования приоритетов и инструментов, направленных на консолидацию потенциала как участников взаимодействия, так и различного рода мест. Данная проблематика является особенно актуальной для северных территорий, которые составляют 2/3 площади страны. Цель работы – обоснование стратегических приоритетов и инструментария обеспечения пространственной интеграции северных регионов. Для ее достижения были решены задачи: выявить сущность и предпосылки пространственной интеграции регионов; проанализировать институционально-правовое и инструментальное обеспечение стратегирования пространственной интеграции Европейского Севера России; обосновать стратегические приоритеты и инструменты интеграции, направленные на раскрытие конкурентных преимуществ различного рода мест и восстановление связей по линии «город-село». Исследование базируется на положениях теории и методологии стратегирования академика РАН В. Л. Квинта. В работе были использованы монографический, компаративный методы; проведен анализ документов стратегического планирования, нормативно-правовых актов, отчетов о деятельности институтов развития. Выявлено, что пространственная интеграция обеспечивается за счет углубления социально-экономической связности регионов. Обосновано, что регионы Европейского Севера России имеют объективные предпосылки для интеграции, однако одним из ключевых барьеров является «бедность» институционально-правового и инструментального обеспечения данных процессов. Обоснованы стратегические приоритеты и инструментарий обеспечения пространственной интеграции северных регионов, подкрепленные конкурентными преимуществами: создание центра проектирования вертикальной интеграции, деятельность которого направлена на развитие межрегиональных цепочек создания добавленной стоимости; идентификация и стратегирование регионально-отраслевых приоритетов развития опорных населенных пунктов, являющихся точками локализации звеньев таких цепочек; развитие межмуниципального сотрудничества по линии «город-село» для вовлечения потенциала глубинных территорий. Перспективы исследования видятся в обосновании мероприятий по имплементации данных приоритетов в систему стратегирования на федеральном и макрорегиональном уровнях.
335
Аннотация
Неравенство регионального развития – разрыв между экономическими показателями и благосостоянием местных жителей – вызывает интерес в научном сообществе не только в развивающихся странах, претерпевающих системную трансформацию в экономической сфере, но и в развитых государствах. Исключением не стал Китай, где различия между китайскими провинциями встречаются в различных плоскостях и по сей день: экономическая (Восточный, Центральный, Западный районы), внутрирегиональная (сельские и городские районы). Правительство предпринимает соответствующие меры, связанные с укреплением экономической, социальной и территориальной сплоченности путем принятия стратегий регионального развития, строительством инфраструктурных объектов, реализацией инициативы «Один пояс – один путь» и др. Как отмечает академик В. Л. Квинт, именно благоприятный инвестиционный климат формирует региональную конкурентоспособность, что подразумевает способность экономики привлекать развивающиеся компании при сохранении или повышении уровня жизни тех, кто в ней участвует1. Изучение опыта Китайской Народной Республики, которая пережила экономический бум в прошлом веке, поспособствует как глобальному видению решения проблемы разрыва между регионами, так и послужит примером для других государств, которые находятся на пути социально-экономической трансформации. Целью исследования является изучение китайского опыта в преодолении регионального неравенства, вызванного различными социально-экономическими причинами. В соответствии с целью поставлены задачи: проанализировать меры, способствующие снижению уровня регионального неравенства, которые были предприняты китайским правительством на протяжении XX–XXI вв.; изучить социально-экономическое положение региона, расположенного вдоль дельты реки Чжуцзян, а также провести OTSW-анализ выбранного региона; на основании китайского опыта сформулировать рекомендации, которые позволят преодолеть региональное неравенство в других государствах.
317
Аннотация
Cтратегический брендинг необходим для любой организации, стремящейся сформировать определенный имидж и деловую репутацию, а также донести ключевые цели для таргетированной аудитории. Известный бренд университета помогает привлекать талантливых студентов и профессорско-преподавательский состав, что позволяет формировать деловую репутацию для отрасли. Национальная отрасль легкой промышленности испытывает кадровый дефицит. Одним из решений может быть формирование привлекательности высшего учебного заведения для привлечения трудовых ресурсов в индустрию моды, так как репутация бренда университета и отрасли тесно связаны. Целью исследования является выявление и описание специфики брендинга на уровне высших учебных заведений, специализирующихся на подготовке кадров для нужд легкой промышленности и индустрии моды. Исследование опирается на общую теорию стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта. Также в работе используются общенаучные методы анализа и синтеза, описания, наблюдения, логико-системный подход. Новизна работы обусловлена слабой изученностью темы стратегического брендинга в научной литературе для предприятий легкой промышленности и индустрии моды. Согласно данным научной электронной библиотеки elibrary.ru большинство публикаций авторов посвящены тематике цифровизации, анализу трендов и историографии. В исследовании раскрыты понятие и сущность университетского бренда; охарактеризованы стратегические подходы к построению бренда университетов. Анализ российской практики стратегического брендинга ключевых высших учебных заведений, ведущих работу в области подготовки кадров для легкой промышленности и индустрии моды, позволил сформировать концептуальную модель формирования стратегического бренда университета – привлекательного для студентов, которые хотят реализовать свой интеллектуальный потенциал в отрасли легкой промышленности и индустрии моды. Cтратегический брендинг организаций высшего образования является результатом развития рыночной экономики, он достаточно глубоко проанализирован в зарубежной литературе. При этом и в России за последние три десятилетия удалось наработать существенную базу знаний, объясняющую стратегическую важность брендинга на уровне университетов. Настоящая работа может использоваться как в дальнейших исследованиях, так и при разработке стратегии брендинга на уровне отдельного отраслевого университета.
321
Аннотация
В исследовании анализируется влияние взаимосвязи различных видов стимулов (материальных и нематериальных) при разработке системы стратегической мотивации, а также анализируется влияние фактора времени на выбор конкретных стимулов и в целом на стратегическую мотивацию с учетом специфики предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности. Стратегическая мотивация как одна из трех функций стратегического управления оказывает ключевое влияние на процесс стратегирования на каждом его этапе. Целью работы является разработка алгоритма выявления и обоснования взаимосвязи стимулов системы стратегической мотивации на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности и влияние фактора времени на каждый стимул и систему в целом. В основе исследования лежит теория стратегии и методологии стратегирования иностранного члена РАН, д. э. н., профессора В. Л. Квинта. В качестве итога проведенного исследования представлены общая и расширенная схемы стимулов стратегической мотивации, а также блоково-векторная схема стратегической мотивации, которые предлагается использовать в комплексе для создания системы стратегической мотивации на предприятии высокотехнологичной отрасли. Разработан и представлен пошаговый алгоритм работы с указанными схемами. В заключении обозначены дальнейшие возможные направления практического использования представленных схем в процессе стратегирования.
374
Аннотация
Актуальность исследования обусловливается значимостью стратегического развития рынка жилой недвижимости – одного из ключевых элементов социально-экономических систем регионов, оказывающего влияние, с одной стороны, на качество жизни населения, а с другой – на строительный сектор, банковскую сферу, рынок труда и др. Возникновение чрезвычайных экономических периодов на рынке жилья влияет с большим мультипликативным эффектом на темпы развития всей экономической системы региона. Понимая стратегическую значимость исследуемого рынка, а также с учетом колебаний глобальной конъюнктуры для последовательного его развития важно уметь идентифицировать возможности и управлять рынком жилья региона в чрезвычайный период, подразумеваемый в данной статье как период роста цен на рынке, характеризующийся долгосрочными спекулятивными инвестициями, ростом долговой нагрузки вовлеченных в рыночные процессы агентов и снижением качества жизни населения. Исследование основано на общей теории стратегии и методологии стратегирования В. Л. Квинта. Объект исследования – чрезвычайный период на региональном рынке жилой недвижимости. В проведенном исследовании предлагается метод оценки влияния социально-экономических показателей региона на динамику чрезвычайного периода на рынке жилья Москвы. Результаты проведённого исследования, а также разработанные рекомендации могут быть использованы субъектами государственных структур в практике стратегирования рынка жилой недвижимости регионов.