Аффилиация
a Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
b МИРЭА – Российский технологический университет, Москва, Россия
c Кыргызский государственный технический университет имени И. Раззакова, Бишкек, Кыргызстан
Все права защищены ©Новикова и др. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0. (
http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), позволяет другим распространять, перерабатывать, исправлять и развивать произведение, даже в коммерческих целях, при условии указания автора произведения.
Получена 30 Сентября, 2024 |
Принята в исправленном виде 18 Октября, 2024 |
Опубликована 11 Ноября, 2024
Аннотация
Современные условия хозяйствования требуют от предприятий высокой степени адаптивности, инновационности и стратегической ориентации на долгосрочные перспективы. Поэтому для эффективной адаптации предприятий к стремительным изменениям в условиях цифровизации и глобальной конкуренции роль внедрения инноваций возрастает, что требует высокой степени вовлеченности сотрудников, готовности к постоянному обучению и поиску новых решений. В этой связи ключевым фактором успешности инновационного предприятия является эффективная система стратегической мотивации, направленная на раскрытие трудового потенциала сотрудников и их активное участие в инновационных процессах. Целью данного исследования является понимание и выявление ключевых аспектов системы стратегической мотивации в инновационном предприятии, а именно: изучить современные подходы к содержанию стратегической мотивации; проанализировать влияние стратегической мотивации на активность сотрудников; выявить основные принципы и направления формирования эффективной системы стратегической мотивации. Данная работа основана на теории стратегии и методологии стратегирования, разработанной под научным руководством академика В. Л. Квинта, также опирается на обширный обзор научных трудов ученых, касающихся анализа стратегической мотивации в инновационном развитии. Дана авторская трактовка стратегической мотивации в инновационном предприятии, определены ключевые принципы стратегической мотивации, способствующие активному вовлечению сотрудников в инновационную деятельность предприятия, разработана шкала оценки уровня системы стратегической мотивации. Система стратегической мотивации становится важным инструментом, позволяющая повысить уровень инновационной активности сотрудников, способствующая повышению их профессиональной компетентности и продуктивности, раскрывая трудовой потенциал, что в свою очередь оказывает положительное влияние на стратегические результаты инновационного предприятия.
Ключевые слова
стратегическая мотивация,
система стратегической мотивации,
принципы стратегической мотивации,
инновационное развитие,
инновационное предприятие
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Работа выполнена при поддержке Программы развития МГУ, проект № 23А-Ш05-01. Междисциплинарная научно-образовательная школа «Математические методы анализа сложных систем», направление «Стратегирование развития сложных систем: глобальных, национальных, региональных, корпоративных»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алимурадов М. К., Чэнь Ц. Стратегические взаимодействия высокотехнологичных промышленных компаний Китая и России // Экономика промышленности. 2024. Т. 17. № 3. С. 311–319. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2024-3-1214
- Белехова Г. В. Баланс между работой и личной жизнью: субъективная оценка и влияние на трудовой потенциал // Human Progress. 2020. Том 6. № 1. С. 1–13. https://doi.org/10.34709/IM.161.3
- Бодрунов С. Д. Творческая деятельность как открытая проблема: подход ноономики как метатеории // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С. Ю. Витте. 2023. Т. 2. № 1. С. 25–34. https://www.elibrary.ru/OFGHXP
- Галецкая М. Е. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом // Молодой учёный. 2016. № 7. С. 810–813. https://elibrary.ru/VTZCIJ
- Журавлев Д. М., Чаадаев В. К. Стратегирование роста производительности труда в цифровой экономике // Стратегирование: теория и практика. 2024. Т 4. № 3. С. 298–314. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-3-298-314
- Зеленая экономика: управление развитием. Стратегия и тактика / С. А. Липина [и др.] // Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2022. 264 с. https://elibrary.ru/WUACAH
- Квинт В. Л. Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива. Кемерово: КемГУ, 2022. 283 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2812-3
- Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
- Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес-Атлас, 2012. 626 с.
- Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2005. 638 с.
- Корпоративные программы укрепления профессионального здоровья работников в Российской Федерации / С. П. Ковалев [и др.] // Экология человека. 2020. № 10. С. 31–37. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2020-10-31-37
- Кочербаева А. А., Самайбекова З. К. Разработка эффективной системы мотивации на предприятии // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2017. Т. 17. № 11. С. 30–33. https://elibrary.ru/YNIUEU
- Ламихов Ю. Б. Создание оптимальной системы трудовой мотивации на современных предприятиях // Дискуссия. 2019. № 1. С. 47–55. https://doi.org/10.24411/2077-7639-2018-10024
- Макаров В. Л., Бахтизин А. Р., Сушко Е. Д. Национальная стратегическая сила стран, международная торговля и экономическая успешность стран в нестабильном мире // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 3. С. 277–297. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-3-277-297
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 2004. 493 с.
- Мусаев Р. А. Стратегии системообразующих компаний России по развитию бренда (на примере «ПАО Сбербанк» и «Яндекс») // Вестник Чеченского государственного университета им. А. А. Кадырова. 2021. № 1. С. 15–25. https://doi.org/10.36684/chesu-2021-41-1-15-25
- Некипелов А. Д. Об экономической стратегии и экономической политике России в современных условиях // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. Т. 230. № 4. С. 76–89. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2021-230-4-76-89
- Новикова И. В. Парадоксы современного стратегического лидерства // Международная научно-практическая конференция: сборник избранных научных статей и материалов конференции. Москва, 2023. С. 35–39. https://elibrary.ru/MXRYTN
- Новикова И. В. Стратегическое управление трудовыми ресурсами. М.: КНОРУС, 2022. 178 с.
- Новикова И. В., Хворостяная А. С. Стратегическое развитие талантов предприятий креативной экономики // Управленческое консультирование. 2024. № 4. С. 136–145. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-4-136-145
- Окрепилов В. В. Качество как основа развития в цифровой экономике // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С. Ю. Витте. 2023. Т. 2. № 3. С. 26–36. https://doi.org/10.37930/2782-618X-2023-2-3-26-36
- Растворцева C. Н., Манаева И. В. Методический инструментарий формирования стратегических направлений регионально-отраслевого развития города // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 4. С. 423–433. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-4-423-433
- Самайбекова З. К. «Доковидные» и «постковидные» тренды развития стратегического управления персоналом в инновационных предпринимательских структурах // π-Economy. 2024. Т. 17. № 1. С. 103–112. https://doi.org/10.18721/JE.17107
- Токарева Ю. А., Глухенькая Н. М., Токарев А. Г. Мотивация трудовой деятельности персонала: комплексный подход. Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2021. 216 с. https://elibrary.ru/QBGJAZ
- Фролова И. И. Управление вовлечённостью персонала в процесс непрерывного совершенствования. Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2020. 111 с. https://elibrary.ru/DQUDZP
- Хандус М. Ю. Применение концепции В. И. Герчикова в системе мотивации персонала // Вестник магистратуры. 2017. № 2–2. С. 144–146. https://elibrary.ru/ZBMTFR
- Худякова П. В., Аршанская О. В. Современные представления о системе мотивации труда // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 1–2. С. 160–164 https://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-10069
- Цзунлян Е. Инновационная активность персонала и способы ее стимулирования на предприятии // Теория и практика общественного развития. 2023. № 5. С. 31–35. https://doi.org/10.24158/ti-por.2023.5.3
- Шамахов В. А., Кудряшов В. С., Хлутков А. Д. Принципы современного менеджмента в инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Управленческое консультирование. 2022. № 7. С. 50–65. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-7-50-65
- Шацкая И. В., Данилина Е. И. Стратегические аспекты повышения эффективности хозяйственной деятельности промышленных предприятий // Экономика промышленности. 2024. Т. 17. № 2. С. 215–222. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2024-2-1288
- Экономическая и финансовая стратегия / В. Л. Квинт [и др.] // М.: Издательство Московского университета, 2024. 247 с.
- Kocherbaeva А., Samaibekova Z., Isabaeva К. Leadership and leaders in successful small and medium enterprises // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019. Vol. 359. pp. 89–94. https://doi.org/10.2991/icsbal-19.2019.17
- Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and Practical Applications. New York: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
- Kvint V. L., Bodrunov S. D. Strategizing Societal Transformation. Knowledge, Technologies, and Noonomy. USA (Palm Bay), Canada (Burlington), United Kingdom (Abingdon): Apple Academic Press, 2023. 228 p.
- Samaibekova Z., Kocherbaeva A. Leveraging universally desirable and undesirable leadership styles // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019. Vol. 359. pp. 30–34. https://doi.org/10.2991/icsbal-19.2019.7
- Sasaev N. I. Strategizing the Russian Gas Industry: The Far Eastern Vector. New York, USA: Apple Academic Press, 2024. 138 p.
- Svirina A., Polosukhina E. Motivation to innovate as a key factor in innovation development process // Economics and Culture. 2020. Vol. 17. № 1. pp. 87–93. https://doi.org/10.2478/jec-2020-0008
Как цитировать?
Новикова И. В., Самайбекова З. К. Система стратегической мотивации в инновационном предприятии // Стратегирование: теория и практика. 2024. Т. 4. № 4. С. 453–467.
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-4-453-467