Аффилиация
a Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
b ООО «Альфа Рим Консалтинг», Каир, Арабская Республика Египет
Все права защищены ©Тищенко и др. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0. (
http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), позволяет другим распространять, перерабатывать, исправлять и развивать произведение, даже в коммерческих целях, при условии указания автора произведения.
Получена 10 Января, 2024 |
Принята в исправленном виде 22 Февраля, 2024 |
Опубликована 26 Апреля, 2024
Аннотация
Согласно исследованию академика А. Г. Аганбегяна одним из ключевых факторов организации роста экономики, благосостояния и трансформации социально-экономической системы России является формирование новой транспортно-логистической инфраструктуры с двухсторонними автострадами, скоростными железными дорогами, региональной сетью аэропортов и крупными логистическими центрами в ключевых транспортных узлах. Учитывая длинный цикл окупаемости таких проектов, который составляет до 20–25 лет, и объем инвестиций, которые потребуются на реализацию данной инициативы (по оценкам до 3 трлн рублей ежегодно), то внутренних инвестиционных ресурсов компаний поставщиков и операторов транспортно-логистической инфраструктуры для реализации этой инициативы будет не достаточно. В связи с тем, что логистика проходит путь от 1PL, 2PL и 3PL к 4PL и 5PL, к транспортно-логистической инфраструктуре предъявляются высокие требования по обеспечению мультимодальности не только на уровне физической инфраструктуры, но и к программно-аппаратным решениям. Это способствует росту межотраслевых научно-исследовательских групп и интероперабельных научно-технических решений. Основой транспортно-логистической инфраструктуры России является железнодорожная отрасль. Ее основная задача с точки зрения операционной деятельности состоит в поддержании бесперебойности функционирования и обеспечении безопасности пассажиро- и грузопотоков Российской Федерации. В условиях санкционных ограничений задача по формированию опережающего научно-технического задела и его масштабирования в железнодорожной отрасли возросла. Обеспечение технологического суверенитета связано со сквозными производственными технологиями, к которым относят алгоритмы искусственного интеллекта, цифровые двойники и другие технологи, которые предъявляют требования к интероперабельности данных. Данная статья посвящена выявлению потенциала повышения эффективности коммерциализации инноваций и трансфера технологий компаний железнодорожной отрасли. Мы предложили авторские рекомендаций по повышению экономической мотивации для преодоления барьеров коммерциализации и трансфера технологий компаний железнодорожной отрасли России. Использовали теорию стратегии и методологию стратегирования академика В. Л. Квинта
Ключевые слова
коммерциализация инноваций,
транспортно-логистическая отрасль,
экономика данных
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аганбегян А. Г. Опыт зарубежных стран по ускоренному социально-экономическому росту и его возможное использование для России // Стратегирование: теория и практика. 2024. Т. 4. № 1. С. 1–26. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-1-1-26
- Бахвалов Л. А. Моделирование систем. М.: Московский государственный горный университет, 2006. 294 с.
- Григорьева Н. Н. Проблемы и перспективы внедрения инноваций на железнодорожном транспорте // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. 2018. Т. 2. С. 40–43.
- Журавлева Н. А. Проблемы внедрения цифровых технологий на транспорте // Транспорт Российской Федерации. 2019. Т. 82. № 3. С. 19–22.
- Зудин Н. Н., Мухлисов Р. Р. Корпоративные инновационные системы в железнодорожной отрасли: страновая специфика и место в основных отраслевых моделях // Инновации. 2017. Т. 222. № 4. С. 93–102.
- Иволгина Н. В., Степанова Д. И. Венчурное финансирование как инструмент инвестирования в новые идеи и научно-технические достижения // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 6. С. 211–214.
- Катунина И. В. Инновационное развитие предприятий железнодорожного транспорта в условиях стратегических изменений // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2012. Т. 23. № 1. С. 101–106.
- Квинт В. Л. Концепция стратегирования. T. I. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
- Квинт В. Л. Стрaтегическое упрaвление и экономикa нa глобaльном формирующемся рынке. М.: Бизнес Aтлaс, 2012. 627 c.
- Квинт В. Л., Хворостяная А. С., Сасаев Н. И. Авангардные технологии в процессе стратегирования // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 11. С. 1170–1179. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-11-1170-1179
- Кондратьев В. В. Модельно-ориентированный системный инжиниринг 2.0. М.: МФТИ, 2021.
- Кондратьев В. В., Тищенко Е. Б. Архитектурный инжиниринг гибридных моделей, включающих цифровые двойники и машинное обучение // Экономические стратегии. 2023. Т. 25. № 5. С. 94–99.
- Кондратьев В. В., Тищенко Е. Б. Стратегия пошагового расширения системных инструментов цифрового инжиниринга с искусственным интеллектом // Экономические стратегии. 2024. Т. 192. № 6.
- Крегель Д. А. Опыт предприятий железнодорожного транспорта по осуществлению инновационной деятельности // Вестник университета. 2018. № 3. С. 33–38. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-3-33-38
- Лапидус Б. М. Повышение производительности и эффективности железнодорожного транспорта на инновационной основе // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2012. № 5. С. 3–6.
- Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее. М.: URSS, 2013. 234 с.
- Макаров В. Л., Бахтизин А. Р., Сушко Е. Д. Национальная стратегическая сила стран, международная торговля и экономическая успешность стран в нестабильном мире // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 3. С. 277–297. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-3-277-297
- Молчанова С. М. Венчурное финансирование как основной элемент инновационного развития // Актуальные проблемы развития экономики и управления в современных условиях: Материалы II Международной научно-практической конференции. М., 2019. С. 180–185.
- Развитие методологических положений проектного управления в сфере обеспечения технологического суверенитета АПК / А. Н. Сёмин [и др.] // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2022. № 4. С. 3–10.
- Стратегирование технологического суверенитета национальной экономики / В. Л. Квинт [и др.] // Управленческое консультирование. 2022. Т. 165. № 9. С. 57–67. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-9-57-67
- Тагиров Ш. М. Роль государственно-частного партнёрства в развитии транспортной отрасли РД // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2016. № 3. С. 35–41. https://doi.org/10.24411/2412-2025-2016-00043
- Тищенко Е. Б., Славянцев М. В. Стратегический анализ межстрановой координации реиндустриализации индустрий (на примере потенциала кооперации России и Египта) // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 2. С. 158–171. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-158-171
- Щербаков Н. Б. Преимущества применения альянсов при реализации проектов капитального строительства. Результаты адаптации контрактной формы FAC-1 к российскому законодательству // Доклад на Ежегодной отраслевой конференции представителей строительного комплекса атомной отрасли. 2019.
- Abuhamoud M. A. A., Rahmat R. A. O. K., Ismail A. Transportation and its concerns in Africa: A review // The Social Sciences. 2011. Vol. 6. № 1. P. 51–63.
- Akinshipe O., Aigbavboa C. A theoretical review of the state of infrastructure in Africa // Proceedings of the International Conference on Industrial Engineering and Operations Management. Dubai, 2020. P. 1647–1655.
- Attwairi A. The patterns and trends of African urbanization // Libyan Studies Journal. 2017. Vol. 2. P. 247–255.
- Choi J., Dutz M., Usman Z. The future of work in Africa. Harnessing the potential of digital technologies for all. The World Bank, 2020. 257 p.
- Cross-industry principles for digital representations of complex technical systems in the context of the MBSE approach: A review / N. Bolshakov [et al.] // Applied Sciences. 2023. Vol. 13. № 10. https://doi.org/10.3390/app13106225
- Eessaar E. The database normalization theory and the theory of normalized systems: Finding a common ground // Baltic Journal of Modern Computing. 2016. Vol. 4. № 1. P. 5–33.
- Irandu E. M., Owilla H. H. The economic implications of belt and road initiative in the development of railway transport infrastructure in Africa: The case of the standard gauge railway in Kenya // The African Review. 2020. Vol. 47. P. 457–480. https://doi.org/10.1163/1821889X-12340027
- Liu X., Wang X., Feng X. Study and application of the IOT technology in railway // Advanced Materials Research. 2013. Vol. 694–697. P. 3329–3332. https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/AMR.694-697.3329
- Luke R., Walters J. Logistics challenges and opportunities in Africa in the 2020s // Global logistics and supply chain strategies for the 2020s / eds. R. Merkert, K. Hoberg. Cham: Springer, 2022. P. 357–377. https://doi.org/10.1007/978-3-030-95764-3_21
- Parida P. Unlocking mineral resource potential in southern African countries: Is rail infrastructure up to the challenge? // Transportation Research Procedia. 2014. Vol. 1. № 1. P. 206–215. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2014.07.021
- Requirements to the modernization of African railway networks: The standard gauge versus the metric gauge / L. Seba Minsili [et al.] // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2017. Vol. 8. № 7. P. 925–941.
- Sankpal K. A., Metre K. V. A review on data normalization techniques // International Journal of Engineering Research and Technology. 2020. Vol. 9. № 6. P. 1438–1441. https://doi.org/10.17577/IJERTV9IS060915
- Shah S., Rutherford R., Menon S. Emerging technologies of IoT usage in global logistics // International Conference on Computation, Automation and Knowledge Management. Dubai, 2020. P. 251–257. https://doi.org/10.1109/ICCAKM46823.2020.9051530
- Urbanization in Africa: Challenges and opportunities for conservation / B. Güneralp [et al.] // Environmental Research Letters. 2017. Vol. 13. № 1. https://doi.org/10.1088/1748-9326/aa94fe
- Urbanization will drive changes in the African food system and biodiversity through dietary shifts rather than through urban expansion / K. de Vos [et al.] // Nature Portfolio. 2023. https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-3365391/v1
- Xie Y., Wang C. Evolution and construction differentiation pattern of African railway network // Sustainability. 2021. Vol. 13. № 24. https://doi.org/10.3390/su132413728
- Yu L., Pan Y., Wu Y. Research on data normalization methods in multi-attribute evaluation // International Conference on Computational Intelligence and Software Engineering. Wuhan, 2009. P. 1–5. https://doi.org/10.1109/CISE.2009.5362721
Как цитировать?
Тищенко Е. Б., Славянцев М. В., Войтенко И. Р. Стратегирование коммерциализации инноваций в условиях отечественной экономики данных // Стратегирование: теория и практика. 2024. Т. 4. № 2. С. 210–230.
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-2-210-230