ISSN 2782-2435 (Печать),
ISSN 2782-2621 (Онлайн)

Образовательная система региона ресурсного типа как объект стратегирования

Аннотация
Образовательные системы исключительно важны для перехода регионов ресурсного типа к устойчивому развитию. Но в качестве объекта стратегирования они изучены недостаточно. Существующие определения и описания структуры не вполне соответствуют общей теории социально-экономических систем, поэтому требуется теоретико-терминологический анализ данного понятия. Исследование опирается на общую теорию стратегии и методологию стратегирования В. Л. Квинта, структурно-системный анализ, логическую методологию разработки определений. Объектом исследования являются существующие подходы к определению понятия и структуры образовательных систем, включая работы, представленные в Российском индексе научного цитирования. С позиции общей теории систем разработано определение понятия «образовательная система региона ресурсного типа» как комплекс индивидов, организаций, институтов, находящихся в педагогически-психологических, организационных, социально-экономических отношениях между собой по поводу формирования человеческого капитала в целях устойчивого инклюзивного развития человека, бизнеса, ресурсного региона, создания и трансфера практик постэкстрактивизма. Данное определение отличается от имеющихся подходов включением в состав системы не только элементов, но и отношений, а также учетом ее цели. Разработана концептуальная схема целостной стратегии развития образовательной системы региона ресурсного типа. Это дает возможность стратегирования всех элементов, начиная от стратегии развития образовательной системы региона ресурсного типа в целом, заканчивая личностными стратегиями обучающихся и сотрудников образовательных организаций. Результаты могут быть использованы образовательными организациями, органами власти и управления при стратегировании образовательных систем.
Ключевые слова
образовательная система, регион ресурсного типа, объект стратегирования, системный подход, методология стратегирования, теория стратегии, компетенции, человеческий капитал
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Акулов А. О., Челомбитко А. Н. Теория и методология стратегической модернизации промышленных регионов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 1. С. 62–73. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2020-5-1-62-73
  2. Ермакова А. А. Развитие методологии построения образовательных эргатических систем // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2015. Т. 24. № 10. С. 122–124.
  3. Каган Е. С., Гоосен Е. В. Ресурсные регионы: качественные и количественные критерии выделения // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. 2017. № 3. С. 163–170.
  4. Квинт В. Л. Вглядываясь в будущее: изыскания пророков, предсказателей, лидеров и стратегов. СПб.: Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2018. 28 с.
  5. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
  6. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес атлас, 2012. 627 с.
  7. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2019. 132 с.
  8. Кужелева А. А. Генезис современного понятия «социально-экономическая система» // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2018. № 2. С. 104–117.
  9. Линник Б. Б. Корпоративная образовательная система: этимология, подходы, трактовка // Менеджер. 2019. № 3. С. 73–80.
  10. Мирзиёева С. Ш. Методологические основы стратегирования социально-экономического развития Узбекистана. СПб.: РАНХиГС, 2020. 184 с.
  11. Нестерова О. А. Направления совершенствования инновационно-образовательной системы, обеспечивающей комплексное развитие инновационных личностей // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 11. С. 483–488. https://doi.org/10.17513/vaael.2594
  12. Образовательная система как управленческо-педагогическая категория и объект проектирования / С. А. Цыплакова [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 8. С. 268–274.
  13. Принципы и инструментарий проектирования компетентностной модели подготовки педагогов дошкольного образования как открытой образовательной системы / Г. Н. Толкачева [и др.] // Преподаватель XXI век. 2022. № 1-1. С. 41–57. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2022-1-41-57
  14. Ресурсные регионы России в «новой реальности» / В. А. Крюков [и др.]. Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2017. 307 с.
  15. Сасаев Н. И. Роль отраслевого стратегирования в период постнормальности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3. С. 107–110.
  16. Сасаев Н. И. Теоретические основы и методология разработки стратегии развития газовой отрасли России. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 176 с.
  17. Силакова В. В. Проблемы управления образованием в условиях информатизации российского общества // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12. № 2-1. С. 77–90. https://doi.org/10.34670/AR.2022.35.74.009
  18. Смирнов В. В. Анализ самодвижения российской образовательной системы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2021. Т. 17. № 4. С. 758–780. https://doi.org/10.24891/ni.17.4.758
  19. Тарасова И. Б. Нижний Новгород: муниципальная система образования как открытая образовательная система // Народное образование. 2015. № 1. С. 100–104.
  20. Торгачев Д. Н., Торгачев В. Д. К вопросу проектного управления образовательными системами // Ученые записки Орловского государственного университета. 2022. № 3. С. 260–263.
  21. Хворостяная А. С. Стратегирование индустрии моды: теория и практика. СПб.: Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2021. 272 с.
  22. Aghion P., Howitt P. W. Endogenous Growth Theory. Cambridge: The MIT Press, 1997. 711 p.
  23. Becker G. S. Human capital. A theoretical and empirical analysis, with special reference to education. Chicago: The University of Chicago Press, 1993. 390 p.
  24. Mincer J. Investment in human capital and personal income distribution // Journal of Political Economy. 1958. Vol. 66. № 4. P. 281–302.
  25. Schultz T. W. Capital formation by education // Journal of Political Economy. 1960. Vol. 68. № 6. P. 571–583.
Как цитировать?
Леухова М. Г. Образовательная система региона ресурсного типа как объект стратегирования // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 3. С. 308–321. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-3-308-321
О журнале