ISSN 2782-2435 (Print),
ISSN 2782-2621 (Online)

Volume 3, Issue 3, 2023

3112
Abstract
Strategic planning of socio-economic development is one of the most important state functions. In advanced countries, the modern state represents the interests of the whole society with all its social and age strata. Its actions rely on forecasting the trends in national and global development. The state defines national interests, goals, and development priorities to implement them through strategic plans, programs, projects, and development institutions. The mainstream economic thought does not justify the state intervention into the market. However, the modern practice of public administration has proven the need for strategic planning of socio-economic development as a prerequisite for successful economic growth. The research objective was to identify the methodological foundations of effective strategic planning. It relied on such traditional methods of scientific research as analysis, synthesis, generalization, and comparison. Despite the poor representation of the topic in scientific journals, the author formulated methodological recommendations that can be applied in practice when adjusting public policy.
3340
Abstract
This research is part of a larger project on modeling national power and security indicators. It involved the method of multidimensional statistical analysis as an integral indicator that characterizes the total potential of each country, as well as the strategic development of its socio-ecological and economic system. The national economic potential in the international trade network was represented as a graph that illustrates the trade flows between countries. The centrality index marked the importance of a particular country in the international trade network, i.e., its ability to affect other countries, and its vulnerability, i.e., its dependence on other countries. The graph took into account the national power of the country, its partner countries, and the commodity circulation between them. The authors used the case of the global pandemic crisis and the local sanctions imposed on Russia in 2014 to study the adaptive ability of powerful national economies. The research resulted in two regression models. The model of the economic bloc of the national power took into account the trade volume and the vulnerability index in the international trade network. The model of national GDP growth relied on the growth of the economic bloc of national power, the trade volume, and the increase in exports, as well as the vulnerability index in the international trade network.
3118
Abstract
At present, the wave of digital economy is sweeping the world. Countries all over the world are competing for the strategic commanding height in digital economy. In order to firmly seize this major historical opportunity and to transform and upgrade its economic structure faster, Russia keeps on strengthening the core capabilities of the digital economy such as information infrastructure, new generation information technology, ICT industry, human resources, information security, and digital environment supervision. Research purpose: a competitive analysis of the national strategic planning for the digital economies in China and Russia. Research objectives: 1) to provide definition for the digital economy; 2) to show the current improvement of the digital economy; 3) to study Russia’s digital economy; 4) to explore China’s digital economy. Research methodology: study of theoretical literature, data collection and analysis. Research results. “Strategy of the Information Society Development in the Russian Federation for 2017–2030” (2017) implies creating conditions for developing large companies in the information and communications technology industry in order to protect national interests in the digital economy. In 2021, Russia’s investment in the development of the digital economy reached the total of 4.094 trillion rubles. It represents an increase of 7.8 % compared to 2020 and amounts to 3.7 % of GDP. Over the past decade, China’s digital economy has made world-renowned development achievements. The overall scale has been the second best in the world for many years. The construction of information and communication networks is a global leader in terms of scope. The "Broadband China" strategy has been diligently implemented. The country has built the world’s largest fiber optic and mobile broadband network. The length of optical cable lines increased 2.7 times from 14.79 million km in 2012 to 54.81 million km in 2021. By June 2022, the total number of data center racks in China exceeded 5.9 million standard racks, and 153 national green data centers were built. Key core technologies have experienced breakthroughs. Investment in research and development of digital technologies is increasing every year. The level of digitalization in the service sector has increased significantly. The digital transformation of agriculture is making steady progress. In China, the deep implementation of the development strategy focused on innovation, promoting key technology research, accelerating the forging of long boards, making up for short boards, and building an independent and controlled industrial ecology.
2992
Abstract
Education can bring resource-type regions to sustainable development. However, education receives very little scientific attention as an object of strategizing. The existing definitions and descriptions of education do not quite correspond to the general theory of socio-economic systems. The science of strategizing needs a new theoretical and terminological analysis of this concept. This research relies on the general theory of strategy and the methodology of strategizing developed by Professor V. L. Kvint, e.g., the structural-system analysis and the logical methodology for definitions. It covers the existing approaches to the definition of the concept and structure of education systems published in the Russian Science Citation Index. Based on the general theory of systems, the authors developed the following definition for the education system in a resource-type region: it is a complex of individuals, organizations, and institutions linked by pedagogical, psychological, organizational, and socio-economic relations regarding and aimed at developing human capital for the sustainable inclusive development of people, businesses, resource regions, and post-extractivist practices. This definition includes not only elements, but also relationships within the system and its purpose. The article introduces a conceptual scheme of a holistic strategy for the development of the education system in a resource-type region. The scheme makes it possible to strategize all elements, from education to tailored strategies for students and academics. The research results can be used by universities, regional authorities, and education management to strategize the development of education in resource-type regions.
3239
Abstract
Energy projects in the Russian Arctic requires advanced, effective, and save technologies capable of working in harsh climatic conditions. Unmanned vehicles are a key trend in the contemporary oil and gas industry. They perform complex technological operations without direct human involvement. Unmanned vehicles deliver cargo to remote fields, monitor environment, do seismic exploration, provide photo and video surveillance, etc. The key advantage of unmanned vehicles is their uninterrupted round-the-clock operation, regardless of external circumstances. Drones make it possible to reduce the time of cargo delivery and ensure the stability of transportation in all weather conditions. Unmanned technologies increase the efficiency of logistics because they are reliable means of delivering equipment and materials to distant oil and gas fields. Submersible, land, and aerial drones of Russian production are used in the Arctic oil and gas fields. The achieved results create prerequisites for long-term development in this area. As the technical capabilities expand, the range of tasks increases to include magnetic exploration, mapping land plots, laser scanning for digital terrain models, etc. Russian oil and gas companies in the Arctic are likely to benefit from unmanned technologies in the long term.
3077
Abstract
The article examines the issues of strategic approaches to the construction of energy efficient buildings in the context of green building. International and Russian environmental standards are considered as a tool to improve the efficiency of green building. The purpose of the study is to identify the features of the current state of energy efficiency of buildings in Russia and to identify strategic development trends. Objectives – to study the regulatory framework that stimulates the strategic development of green building and energy efficiency; review of applied energy efficient technologies; review of national environmental standards.
5087
Abstract
The article analyzes the strategic approach to industrial development in Russia. The author studied the regulatory environment, i.e., strategies, programs, and projects, that affects economic sectors and sets the vector of industrial development. A detailed analysis of these strategies, programs, and projects revealed a number of significant shortcomings that reduce the effectiveness of the public administration system for long-term industrial and socio-economic development. The author described the theoretical foundations of economic and industrial development, best practices in building effective industrial growth drivers, and existing methodological flaws in the strategic approach to industrial strategies in Russia. The research revealed the need to change the methodological approach to strategizing in Russia. As an effective solution, the author proposed the methodology of industrial strategizing based on the general theory of strategy and methodology of strategizing developed by the National School of Strategizing and Professor Vladimir L. Kvint, Dr.Sc. (Econ.), Foreign Member of the Russian Academy of Sciences.
3003
Abstract
In the face of unprecedented sanctions, Russian industries require a new strategy for industrial equipment production. However, its strategizing in the new conditions require a thorough scientific analysis. This article proposes some strategic priorities for the production of industrial equipment in the modern economic conditions. The research featured enterprises that produce industrial equipment in the Kemerovo Region. The methodology relies on the theory of strategy and the methodology of strategizing developed by Professor V. L. Kvint, as well as on the economic theories about the new normal. The OTSW analysis revealed the key trends in the production of industrial equipment, as well as the possibilities for its development as an object of strategizing. The analysis involved the values and interests of industry stakeholders and the mission of industrial equipment production. Depending on competitive advantages, strategic priorities are divided into first and second order priorities. The priorities of the first order include cluster cooperation and joint projects; an innovative ecosystem based on an open innovation model; strategic synergy of development plans with customers and suppliers. The second-order strategic priorities include the export of products to friendly countries and a complete range of high-quality mining equipment. The results can be used in decision-making by industrial equipment manufacturers, consumers, and regional authorities.

ISSN 2782-2435 (Печать),
ISSN 2782-2621 (Онлайн)

Том 3, №3, 2023

3389
Аннотация
Одна их важнейших функций государства – стратегическое планирование социально-экономического развития. Современное государство в передовых странах как представитель интересов всего общества, всех социальных слоев и поколений на основе прогнозирования тенденций будущего развития в стране и в мире определяет национальные интересы, цели и приоритеты развития, реализует их с помощью стратегических и индикативных планов, программ и проектов, институтов развития. Вопреки широко распространенному в «мейнстриме» экономической мысли мнению о нецелесообразности государственного вмешательства в деятельность «невидимой руки» рынка, современная практика государственного управления доказала необходимость стратегического планирования социально-экономического развития как необходимого условия успешного экономического роста. Цель исследования – выявление методологических основ эффективного стратегического планирования. В статье использованы традиционные методы научного исследования – анализ и синтез, обобщение и сравнение. Новизна обусловлена слабой изученностью темы в научной литературе. Сформулированы методологические рекомендации, которые могут найти практическое применение при корректировке государственной политики.
3677
Аннотация
Статья продолжает исследования, посвященные моделированию методами многомерного статистического анализа показателей национальной силы и национальной безопасности стран мира как интегральных индикаторов, характеризующих совокупный потенциал каждой страны, а также эффективность его использования при стратегическом развитии ее социо-эколого-экономической системы. Рассматривается влияние на экономический потенциал стран их участие в сети международной торговли, формализуемой в виде графа, в котором вершинами являются страны, а ребрами – потоки товаров между ними. Сконструированы индексы центральности (значимости) стран в сети международной торговли, отражающие как потенциал влияния отдельной страны в этой сети, так и ее уязвимость (зависимость от партнеров), которые учитывают национальную силу самой страны, стран-партнеров и значимость товарооборота с ними. С помощью предложенных индексов центральности на примере глобального кризиса периода пандемии, а также локального кризиса, вызванного введенными в 2014 году санкциями в отношении России, рассмотрена способность экономик стран с высоким значением национальной силы адаптироваться к условиям кризиса. Построены регрессионные модели: 1) модель экономического блока национальной силы стран, учитывающая объем товарооборота и индекс уязвимости в сети международной торговли; 2) модель прироста ВВП стран, учитывающая прирост экономического блока национальной силы, объем товарооборота и прирост объема экспорта, а также индекс уязвимости в сети международной торговли.
3442
Аннотация
В настоящее время мир захлестывает волна цифровой экономики. Страны всего мира соревнуются за стратегическую командную высоту в цифровой экономике. Чтобы твердо использовать эту важнейшую историческую возможность и быстрее трансформировать и модернизировать свою экономическую структуру, Россия продолжает укреплять основные возможности цифровой экономики, такие как информационная инфраструктура, информационные технологии нового поколения, индустрия ИКТ, человеческие ресурсы, информационная безопасность и контроль цифровой среды. Цель исследования: конкурентный анализ национального стратегического планирования цифровой экономики Китая и России. Научно-исследовательские цели: 1) дать определение цифровой экономике; 2) показать текущее улучшение цифровой экономики; 3) изучить цифровую экономику России; 4) исследовать цифровую экономику Китая. Методология исследования: изучение теоретической литературы, сбор и анализ данных. Результаты исследования. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» предполагает создание условий для развития крупных компаний отрасли информационно-коммуникационных технологий в целях защиты национальных интересов в условиях цифровой экономики. В 2021 г. инвестиции России в развитие цифровой экономики достигли в сумме 4,094 трлн рублей. Это представляет собой увеличение на 7,8 % по сравнению с 2020 г. и составляет 3,7 % ВВП. За последнее десятилетие цифровая экономика Китая добилась всемирно известных достижений в области развития. Общий масштаб был вторым лучшим в мире в течение многих лет. Строительство информационных и коммуникационных сетей является мировым лидером по масштабам. Стратегия «Широкополосный Китай» была тщательно реализована. В стране построена крупнейшая в мире оптоволоконная и мобильная широкополосная сеть. Протяженность оптических кабельных линий увеличилась в 2,7 раза с 14,79 млн км в 2012 г. до 54,81 млн км в 2021 г. К июню 2022 г. общее количество стоек центров обработки данных в Китае превысило 5,9 млн стандартных стоек, и было построено 153 национальных экологически чистых центра обработки данных. В ключевых основных технологиях произошли прорывы. Инвестиции в исследования и разработки цифровых технологий увеличиваются с каждым годом. Уровень цифровизации в сфере услуг значительно вырос. Цифровая трансформация сельского хозяйства неуклонно продвигается вперед. В Китае глубокая реализация стратегии развития была сосредоточена на инновациях, продвижении ключевых технологических исследований и построении независимой и контролируемой промышленной экологии.
3307
Аннотация
Образовательные системы исключительно важны для перехода регионов ресурсного типа к устойчивому развитию. Но в качестве объекта стратегирования они изучены недостаточно. Существующие определения и описания структуры не вполне соответствуют общей теории социально-экономических систем, поэтому требуется теоретико-терминологический анализ данного понятия. Исследование опирается на общую теорию стратегии и методологию стратегирования В. Л. Квинта, структурно-системный анализ, логическую методологию разработки определений. Объектом исследования являются существующие подходы к определению понятия и структуры образовательных систем, включая работы, представленные в Российском индексе научного цитирования. С позиции общей теории систем разработано определение понятия «образовательная система региона ресурсного типа» как комплекс индивидов, организаций, институтов, находящихся в педагогически-психологических, организационных, социально-экономических отношениях между собой по поводу формирования человеческого капитала в целях устойчивого инклюзивного развития человека, бизнеса, ресурсного региона, создания и трансфера практик постэкстрактивизма. Данное определение отличается от имеющихся подходов включением в состав системы не только элементов, но и отношений, а также учетом ее цели. Разработана концептуальная схема целостной стратегии развития образовательной системы региона ресурсного типа. Это дает возможность стратегирования всех элементов, начиная от стратегии развития образовательной системы региона ресурсного типа в целом, заканчивая личностными стратегиями обучающихся и сотрудников образовательных организаций. Результаты могут быть использованы образовательными организациями, органами власти и управления при стратегировании образовательных систем.
3512
Аннотация
Реализация энергетических проектов в Арктике требует применения передовых технологий, способных обеспечить эффективное и безопасное выполнение задач в суровых природно-климатических условиях. Одной из ключевых тенденций в нефтегазовом комплексе является использование беспилотных аппаратов, позволяющих выполнять сложные технологические операции без непосредственного участия человека. Беспилотники способны выполнять широкий перечень задач в рамках реализации энергетических проектов, таких как доставка грузов на месторождения, осуществление мониторинга внешней среды, проведение сейсморазведки, выполнение фото и видеосъемки и др. Ключевым преимуществом беспилотных аппаратов является возможность бесперебойной круглосуточной работы вне зависимости от внешних обстоятельств. Применение беспилотников позволяет существенно сократить время доставки груза, а также обеспечивает стабильность перевозок в любых погодных условиях за счет устойчивости к климатическим условиям Арктики. По оценкам экспертов применение беспилотных технологий значительно повышает эффективность логистики на месторождениях и увеличивает объемы поставок необходимого оборудования и материалов. В настоящее время на арктических нефтегазовых месторождениях применяются подводные, наземные и воздушные беспилотники, создаваемые российскими производителями. Достигнутые результаты в сфере разработки беспилотных технологий создают предпосылки для долгосрочного развития в данной области. По мере расширения технических возможностей применяемых аппаратов увеличивается спектр задач в рамках их использования (проведение магниторазведки, картографирование земельных участков, лазерное сканирование при составлении цифровых моделей местности и др.). Для современных нефтегазовых компаний, реализующих энергетические проекты в Арктике, развитие компетенций в области применения беспилотных технологий является важнейшей стратегической задачей в долгосрочной перспективе.
3371
Аннотация
В статье исследуются вопросы стратегических подходов к строительству энергоэффективных зданий в контексте зеленого строительства. Рассмотрены международные и российские стандарты экологичности как инструмент повышения эффективности зеленого строительства. Цель исследования – выявить особенности текущего состояния энергоэффективности зданий в России и определить стратегические тренды развития. Задачи – изучить нормативно-правовую базу, стимулирующую стратегическое развитие зеленого строительства и повышение энергоэффективности; обзор применяемых энергоэффективных технологий; обзор национальных экологических стандартов.
5624
Аннотация
В статье анализируется стратегический подход к отраслевому развитию в России. Для этого изучается нормативно-правовая среда (стратегии, программы, проекты), которая формирует условия функционирования отраслей экономики и задает вектор отраслевого развития. Детальный анализ стратегий, программ и проектов указал на ряд значимых недостатков, существенно снижающих эффективность системы государственного управления долгосрочным отраслевым и социально-экономическим развитием. Учитывая теоретические основания значимости развития отраслей экономики в контексте обеспечения социально-экономического развития, практический опыт выстраивания на базе отраслей эффективных драйверов роста, а также имеющиеся методологические ошибки в стратегическом подходе к разработке и реализации отраслевых стратегий в России, обосновывается необходимость и важность изменения методологического подхода к стратегированию в России. В качестве эффективного решения предлагается использовать методологию отраслевого стратегирования, базирующуюся на общей теории стратегии и методологии разработки и реализации стратегий отечественной школы стратегирования, основоположником которой является академик, Иностранный член РАН В. Л. Квинт.
3231
Аннотация
Аннотация: Индустриальное развитие России в условиях беспрецедентных санкций требует стратегического развития выпуска промышленного оборудования. Однако стратегирование производства промышленного оборудования в условиях «новой нормальности» изучено недостаточно. Цель исследования – разработка стратегических приоритетов производства промышленного оборудования в современных экономических условиях. Объект исследования – предприятия по выпуску промышленного оборудования в Кемеровской области – Кузбассе. Методологическая основа исследования – теория стратегии и методология стратегирования В. Л. Квинта, теоретические представления о «новой нормальности» в экономике. В ходе OTSW-анализа определены ключевые тренды производства промышленного оборудования, возможности развития объекта стратегирования. Установлены ценности и интересы стейкхолдеров отрасли. Это позволило сформулировать миссию выпуска промышленного оборудования. В зависимости от наличия конкурентных преимуществ стратегические приоритеты разделены на приоритеты первого и второго порядков. К приоритетам первого порядка отнесены развитие кластерных форм сотрудничества и реализация совместных проектов большого числа предприятий по выпуску промышленного оборудования; создание инновационной экосистемы производства промышленного оборудования на основе модели открытых инноваций; стратегическая синергия планов развития с заказчиками и поставщиками. К стратегическим приоритетам второго порядка, которые должны реализовываться на последующих этапах реализации стратегии, отнесены экспорт продукции в страны, заинтересованные в национальном промышленном развитии, выпуск наиболее полного спектра оборудования для горной промышленности, достижение лидирующего уровня технической вооруженности. Результаты исследования могут быть использованы для принятия решений производителями и потребителями промышленного оборудования, органами власти.