ISSN 2782-2435 (Печать),
ISSN 2782-2621 (Онлайн)

Национальное стратегическое планирование цифровой экономики: конкурентный анализ на материале Китая и России

Аннотация
В настоящее время мир захлестывает волна цифровой экономики. Страны всего мира соревнуются за стратегическую командную высоту в цифровой экономике. Чтобы твердо использовать эту важнейшую историческую возможность и быстрее трансформировать и модернизировать свою экономическую структуру, Россия продолжает укреплять основные возможности цифровой экономики, такие как информационная инфраструктура, информационные технологии нового поколения, индустрия ИКТ, человеческие ресурсы, информационная безопасность и контроль цифровой среды. Цель исследования: конкурентный анализ национального стратегического планирования цифровой экономики Китая и России. Научно-исследовательские цели: 1) дать определение цифровой экономике; 2) показать текущее улучшение цифровой экономики; 3) изучить цифровую экономику России; 4) исследовать цифровую экономику Китая. Методология исследования: изучение теоретической литературы, сбор и анализ данных. Результаты исследования. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» предполагает создание условий для развития крупных компаний отрасли информационно-коммуникационных технологий в целях защиты национальных интересов в условиях цифровой экономики. В 2021 г. инвестиции России в развитие цифровой экономики достигли в сумме 4,094 трлн рублей. Это представляет собой увеличение на 7,8 % по сравнению с 2020 г. и составляет 3,7 % ВВП. За последнее десятилетие цифровая экономика Китая добилась всемирно известных достижений в области развития. Общий масштаб был вторым лучшим в мире в течение многих лет. Строительство информационных и коммуникационных сетей является мировым лидером по масштабам. Стратегия «Широкополосный Китай» была тщательно реализована. В стране построена крупнейшая в мире оптоволоконная и мобильная широкополосная сеть. Протяженность оптических кабельных линий увеличилась в 2,7 раза с 14,79 млн км в 2012 г. до 54,81 млн км в 2021 г. К июню 2022 г. общее количество стоек центров обработки данных в Китае превысило 5,9 млн стандартных стоек, и было построено 153 национальных экологически чистых центра обработки данных. В ключевых основных технологиях произошли прорывы. Инвестиции в исследования и разработки цифровых технологий увеличиваются с каждым годом. Уровень цифровизации в сфере услуг значительно вырос. Цифровая трансформация сельского хозяйства неуклонно продвигается вперед. В Китае глубокая реализация стратегии развития была сосредоточена на инновациях, продвижении ключевых технологических исследований и построении независимой и контролируемой промышленной экологии.
Ключевые слова
цифровая экономика; конкурентная стратегия; организационная структура; культура; экономическая среда; экономические действия; цифровые технологии
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Работа выполнена при поддержке Программы развития МГУ (проект № 23А-Ш05-01) Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова «Математические методы анализа сложных систем» (Направление: Cтратегирование)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Baller S, Soumitra D, Lanvin B. The Global Information Technology Report 2016: Innovating in the Digital Economy. Geneva: World Economic Forum. 2016. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.26157.90088
  2. Carlisle K, Gruby RL. Polycentric Systems of Governance: A Theoretical Model for the Commons. Policy Studies Journal. 2017;47(4):927–952. https://doi.org/10.1111/psj.12212
  3. Fan X. Digital Economy Development, International Trade Efficiency and Trade Uncertainty. China Finance and Economic Review. 2021;10(3): 89–110. https://doi.org/10.1515/cfer-2021-0018
  4. Gao JX. Innovation and development of Russia’s digital economy. Eurasian economy. Management World. 2020;4:130–148.
  5. Kvint V. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York, London: Routledge; 2016. 519 p.
  6. Kvint VL, Bodrunov SD. Strategizing societal transformation: Knowledge, techniques, and noonomy. Palm Bay, USA, Burlington, Canada, Abingdon, UK: Apple Academic Press; 2023. 206 p.
  7. Lian, Q. (连俊华) Investigation of the relationship between international trade and regional economic growth – based on empirical data in the Yangtze River Delta region (国际贸易与区域经济增长收敛性关系研究——基于长三角地区的经验数据). Price Monthly (价格月刊). 2018;(11):37–44. (In Chinese). https://doi.org/10.14076/j.issn.1006-2025.2018.11.07
  8. Liu B, Gu C. Does the Internet drives the relationship between bilateral value chains. China Industrial Economics. 2019;11:98–116.
  9. Liu B, Pan T. Research on the Influence Effect of Artificial Intelligence on the Division of Labor in the Manufacturing Value Chain. Quantitative Economics and Technical Economics Research. 2020;10:24–44.
  10. Lu Y, Gu W, Bao Q. Artificial intelligence and Chinese enterprises’ participation in the global value chain division of labor. China Industrial Economy. 2020;5:80–98.
  11. Ma YY. Cost estimation of service trade policy: tariff equivalence based on STRI. International Economic and Trade Exploration. 2021;37(3):16–30.
  12. Nie Yongyou. Becoming a leader – the integral logic of China’s economic strategy. Saint Petersburg: NWIM RANEPA; 2022. 238 p. https://doi.org/0.22394/978-5-89781-739-9-1-236
  13. Novikova IV. The Concept of Employment Strategy for the Digital Economy. Kemerovo: Kemerovo State University, 2020. 254 p. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2609-9
  14. Novikova IV, Xie K. Comparative Analysis of Strategies of Chinese Companies in the Digital Economy. Russian. Journal of Industrial Economics. 2022;15(2):226–233. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-2-226-233
  15. Ren L. (任蕾) Analyzing the impact of international agricultural trade on China’s regional economic growth (农产品国际贸易对我国区域经济增长影响的效应分析). Agricultural Economics (农业经济). 2018;(01):127–128. (In Chinese). URL: http://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTotal-NYJJ201801046.htm
  16. Shi BZ, Li JT. Does the Internet Promotes the Division of Labor: Evidence from Chinese Manufacturing Enterprises. Management World. 2020;36(04):130–148. https://doi.org/10.3969/j.issn.1002-5502.2020.04.013
  17. Xu TS, Liang X. Measuring aggregate trade costs and its empirical effects on manufacturing export composition in China. China Finance and Economic Review. 2017;5(6):1–18. https://doi.org/10.1186/s40589-017-0049-z
  18. Xu XC, Zhang MH. Research on the measurement and calculation of the scale of China’s digital economy – Based on the perspective of international comparison. China Industrial Economy, 2020;5:23–41.
  19. Zhan XN, Ouyang YF. New trends in global investment under the digital economy and China’s new strategy for utilizing foreign capital. Managing the World. 2018;3:78–86.
  20. Wang M (王弥) International economic and trade development and choice of China’s foreign trade strategy (国际经济贸易发展与我国对外贸易战略选择). Economic Research Guide (经济研究导利). 2017;(15):161–162. (In Chinese). URL: https://www.docin.com/p-1954881361.html
Как цитировать?
Новикова И. В., Се К. Национальное стратегическое планирование цифровой экономики: конкурентный анализ на материале Китая и России // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 3. С. 298–307.
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-1-298-307 (На англ.)
О журнале