Аффилиация
a Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия
b Администрация Гурьевского муниципального округа, Гурьевск, Россия
Все права защищены ©Юматов и др. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0. (
http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), позволяет другим распространять, перерабатывать, исправлять и развивать произведение, даже в коммерческих целях, при условии указания автора произведения.
Получена 03 Марта, 2023 |
Принята в исправленном виде 14 Марта, 2023 |
Опубликована 19 Апреля, 2023
Аннотация
Актуальность исследования связана с ростом значения туристской отрасли в экономике России и Кузбасса. Необходимость стратегирования формирования и развития новых турдестинаций в Кемеровской области обусловлена Стратегией социально-экономического развития региона до 2035 г. В рамках исследовательской работы раскрывается цель – определение стратегических направлений развития туризма и индустрии гостеприимства в Гурьевском муниципальном округе для создания туристской дестинации. Объектом исследования является сфера туризма и индустрия гостеприимства Гурьевского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса. Предметом исследования выступают стратегические направления развития туризма и формирование туристской дестинации в Гурьевском муниципальном округе. Основу методологии исследования составил комплекс методов стратегирования, представленный в концепции стратегирования иностранного члена РАН – академика, доктора экономических наук, профессора Владимира Львовича Квинта. Кроме того, в процессе работы применялись общенаучные методы исследования: абстрактно-логический, комплексно-факторный, экономико-статистический. Были использованы методы аналогий, сравнительного и системного анализа. В качестве результатов проведенного исследования представлены стратегические направления развития туризма и индустрии гостеприимства Гурьевского муниципального округа: формирование межрегиональных кластеров, создание и продвижение национальных и деловых маршрутов, развитие трансграничного и регионального туризма, прежде всего экологического, медицинского и оздоровительного. Потенциально важным и эффективным является использование промышленного потенциала и историко-культурного наследия. В рамках данных стратегических направлений планируется проводить дальнейшую работу по развитию сферы туризма и гостеприимства в Гурьевском муниципальном округе. Сделан вывод о том, что отрасль туризма в России является ключевым приоритетом экономического развития страны. На данный момент отрасль туризма наращивает темпы в развитии. Для Кузбасса развитие туризма также является приоритетным направлением в развитии региона. Активная фаза в развитии внутреннего туризма для нашего региона наступила во время пандемии COVID-19, когда границы были закрыты. Регион обладает обширным потенциалом и возможностями для привлечения туристов. В результате анализа ресурсного потенциала Гурьевского муниципального округа был сделан вывод о том, что на территории округа имеются все предпосылки для активного развития туризма.
Ключевые слова
туризм,
стратегия,
стратегические направления развития,
Кемеровская область – Кузбасс
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Работа выполнена в рамках выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), направление подготовки «Экономическая и финансовая стратегия».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алабина Т. А. Эволюция экономических исследований стратегий: роль концепции стратегирования В. Л. Квинта // Управленческое консультирование. 2021. № 8. С. 139–149. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-8-139-149
- Голиков Д. П. Организационно-экономический механизм использования регионального туристско-ресурсного потенциала: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Пермь: Изд-во Пермского института туризма, 2005. 26 с.
- Дмитриева Н. В, Сандракова И. В. Перспективы развития внутрирегионального туризма на уровне муниципального округа // Экономические исследования и разработки. 2020. № 11. С. 25–31.
- Джанджугазова Е. А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. М.: МГУ, 2005. 254 с.
- Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
- Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
- Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 2. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2020. 164 с.
- Кирьянова Л. Г. Маркетинг дестинаций как современный подход к управлению туристским регионом // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 316. № 6. С. 35–40.
- Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 283 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2812-3
- Кусков А. С. Туристское ресурсоведение. М.: Академия, 2008. 208 с.
- Стратегические приоритеты развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / А. А. Пятовский [и др.] // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 339–347. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-339-347
- Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2718-8
- Хворостяная А. С., Ашалян Н. Л., Филлипова Л. А. Теоретические аспекты создания бренда // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11. С. 1403–1406.
- Чхотуа И. З., Власюк Л. И., Задорожная Г. В. Развитие промышленного туризма в регионах России: стратегический анализ // Экономическое возрождение России. 2021. № 4. С. 156–174.
- Формирование стратегии «Туристско-рекреационного кластера перспективного развития – Междуреченск» / Юматов К. В. [и др.] // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 1. С. 130–146. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-1-130-146
- Formica S., Uysal M. Destination attractiveness based on supply and demand evaluations: an analytical framework // Journal of Travel Research. 2006. Vol. 44. № 4. Р. 418–430. https://doi.org/10.1177/0047287506286714
- Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
- Leiper N. Tourism Management. 3d ed. / N. Leiper. Sidney: Pearson Education Australia, 2004. 326 p.
- Ribeiro J. C., Vareiro L. С. The Tourist Potential of the Minho-Lima Region (Portugal). Visions for Global Tourism Industry // Creating and Sustaining Competitive Strategies. 2012. Vol. 1. Р. 339–356. https://doi.org/10.5772/38197
- Ritchie B., Crouch G. The competitive destination: a sustainable tourism perspective. Cambridge: CAB International, 2003. 291 p.
Как цитировать?
Юматов К. В., Метелица В. А., Черданцев С. А. Стратегирование развития туризма и индустрии гостеприимства Гурьевского муниципального округа Кузбасса // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 2. С. 187–206.
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-187-206