ISSN 2782-2435 (Печать),
ISSN 2782-2621 (Онлайн)

Том 3, №2 (_.04.2023), 2023

4205
Аннотация
В статье с позиции общей теории стратегии и методологии стратегирования выполнена интерпретация цифровой трансформации государственного управления. С позиции теоретико-методических и нормативно-правовых основ обосновано понимание цифровой трансформации государственного управления как общественного блага, обладающего стратегической перспективой экономического роста национального хозяйства, улучшения качества и повышения уровня жизни, благосостояния граждан. Теоретико-методический характер исследования, опирающегося на достижения ведущих мировых экономических школ стратегий, позволил комплексно и всесторонне обосновать авторскую позицию по: 1) научному объяснению в соответствии с методикой В. Л. Квинта стратегического мышления и деятельности в условиях цифровой трансформации государственного управления; 2) стратегическим и институциональным ориентирам цифровой трансформации государственного управления; 3) стратегии цифровой трансформации государственного управления и методическим положениям оценки эффективности их реализации, с учетом ресурсов и возможностей единой цифровой платформы «ГосТех»; 4) применимости механизма Кларка-Гровса в формировании комфортной городской среды как инструмента выявления предпочтений при отборе общественных проектов. Научно-прикладной характер полученных результатов позволил определить стратегическую перспективу цифровой трансформации государственного управления в части, касающейся отбора объектов благоустройства, общественных территорий для благоустройства с помощью регулярно запускаемых рейтинговых онлайн-голосований среди территориальных сообществ субъектов Российской Федерации.
3890
Аннотация
условиях высокой турбулентности финансовых рынков, новой геополитической реальности, высокой скорости развития передовых цифровых технологий, реконфигурации транспортных коридоров в мультимодальные транспортные коридоры разработка стратегии развития отдельной отрасли экономики и взаимодействие этой отрасли с внешними рынками должна исходить из новых принципов технологической связанности отраслей, значимости ресурсов в глобальной цепочке создания стоимости, достижения требуемого качества и цены, возможности по доступу на рынок, включая транспортную доступность, обеспечение технологической безопасности, включая кибербезопасность. В новых условиях на первый план выходит типизация природного ресурса: он может быть возобновляемым, и тогда, при его капитализации, долгосрочной целью будет сохранение или приумножение, или невозобновляемым ресурсом, в этом случае максимальный выход продукции и рекультивация последствий его использования – главная цель при формировании национального благосостояния. Данная типизация ресурсов предполагает наличие у сырьевой экономики или экономики, богатой ресурсами, достаточного технологического, технического, финансового и политического потенциала для переработки ресурса в месте его добычи и получение достаточной выручки для сохранения или приумножения ресурса или наличие достаточного уровня индустриализации для максимального выхода продукции и рекультивация последствий. Доступ к трудовым ресурсам, а также к платежеспособному рынку спроса определяет главную цель экономики, зависимой от импорта природных ресурсов – генерация выручки от производства и реализации конечной продукции и услуг в месте платежеспособного спроса и дополнительная необходимость создавать национальное благосостояние, основываясь на существующих политических, интеллектуальных, технологических ресурсах. Современные условия выводят на первый план задачи по обеспечению технологического суверенитета, что требует, в свою очередь, разработки кооперативных межстрановых стратегий взаимодействия отраслей и бизнеса. Решение задач обеспечения технологического суверенитета возможно на основе сценарного предсказательного моделирования потенциала координационных механизмов формирования взаимовыгодного взаимодействия развития индустрий в условиях высокой турбулентности внешних рынков. Авторами предпринята попытка сформировать и дополнить методологический аппарат разработки кооперативных межстрановых стратегий взаимодействия отраслей и бизнеса. Элементами научной новизны представленного исследования являются положения, раскрывающие на основе применения научных подходов авторскую трактовку векторов адаптации национальных стратегий и корпоративных интересов для достижения целей обеспечения продовольственной безопасности, на базе проектов, обеспечивающих эффективную кооперационную межотраслевую и межстрановую стратегию развития. Полученные результаты исследования имеют практическую значимость при реализации комплекса мероприятий второго саммита Россия – Африка, а также органов власти и управления, ответственных за обеспечение технологического суверенитета, технологического развития и технологического лидерства России.
3628
Аннотация
Условия экономического роста в федеративном государстве закладываются на уровне его субъектов, а учитывая неравномерность социально-экономического развития территорий, возникновение большого количества отстающих регионов будет создавать преграды для развития страны в целом. Именно по этой причине вопросы стратегирования выхода экономики региона из дотационного экономического состояния являются современными и актуальными для исследования в рамках теории региональной экономической науки. Объектами и методами исследования являются труды по теории стратегии и методологии стратегирования иностранного члена РАН, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации В. Л. Квинта, научные выкладки которого были успешно реализованы в ряде региональных и отраслевых стратегий. Согласно общей методологии стратегирования поиск новых возможностей функционирования объекта стратегирования осуществляется после анализа глобальных, отраслевых и региональных трендов. Исследование стратегий развития дотационных регионов на примере Кабардино-Балкарской Республики привело к выявлению положений, которые могут быть полезны как в теории, так и на практике. Предложенные инструменты для оценки эффективности стратегии развития Кабардино-Балкарии при выходе из дотационного экономического состояния показывают важность стратегических приоритетов для улучшения качества жизни местного населения и увеличения финансовой независимости. Проведенный анализ позволил выявить и обосновать теоретические особенности стратегирования выхода региона из дотационного экономического состояния, а также предложить инструментарий оценки эффективности реализации стратегии Кабардино-Балкарской Республики.
4229
Аннотация
Актуальность исследования связана с ростом значения туристской отрасли в экономике России и Кузбасса. Необходимость стратегирования формирования и развития новых турдестинаций в Кемеровской области обусловлена Стратегией социально-экономического развития региона до 2035 г. В рамках исследовательской работы раскрывается цель – определение стратегических направлений развития туризма и индустрии гостеприимства в Гурьевском муниципальном округе для создания туристской дестинации. Объектом исследования является сфера туризма и индустрия гостеприимства Гурьевского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса. Предметом исследования выступают стратегические направления развития туризма и формирование туристской дестинации в Гурьевском муниципальном округе. Основу методологии исследования составил комплекс методов стратегирования, представленный в концепции стратегирования иностранного члена РАН – академика, доктора экономических наук, профессора Владимира Львовича Квинта. Кроме того, в процессе работы применялись общенаучные методы исследования: абстрактно-логический, комплексно-факторный, экономико-статистический. Были использованы методы аналогий, сравнительного и системного анализа. В качестве результатов проведенного исследования представлены стратегические направления развития туризма и индустрии гостеприимства Гурьевского муниципального округа: формирование межрегиональных кластеров, создание и продвижение национальных и деловых маршрутов, развитие трансграничного и регионального туризма, прежде всего экологического, медицинского и оздоровительного. Потенциально важным и эффективным является использование промышленного потенциала и историко-культурного наследия. В рамках данных стратегических направлений планируется проводить дальнейшую работу по развитию сферы туризма и гостеприимства в Гурьевском муниципальном округе. Сделан вывод о том, что отрасль туризма в России является ключевым приоритетом экономического развития страны. На данный момент отрасль туризма наращивает темпы в развитии. Для Кузбасса развитие туризма также является приоритетным направлением в развитии региона. Активная фаза в развитии внутреннего туризма для нашего региона наступила во время пандемии COVID-19, когда границы были закрыты. Регион обладает обширным потенциалом и возможностями для привлечения туристов. В результате анализа ресурсного потенциала Гурьевского муниципального округа был сделан вывод о том, что на территории округа имеются все предпосылки для активного развития туризма.
5780
Аннотация
Статья затрагивает актуальные вопросы развития туризма на современном этапе и в связи с мировой кризисной ситуацией. Россия столкнулась в 2022 г. с беспрецедентным санкционным давлением, которое также отразилось на туристической отрасли на мировом, национальном, региональном уровнях. В рамках статьи проводится стратегический анализ отрасли туризма в мире и в Российской Федерации в современных условиях, анализ внешней среды объекта стратегирования как один из важнейших этапов определения стратегических приоритетов развития отрасли в стране. Целью данной статьи является выявление и анализ глобальных и национальных трендов развития туризма в современных условиях.
4634
Аннотация
Личный бренд олицетворяет исключительность человека, его индивидуальные характеристики, профессионализм, опыт и репутацию. В эпоху влияния глобального тренда цифровизации на медиасистему и развития инструментов стратегических коммуникаций бренд становится стратегическим активом, приносящим финансовую выгоду его носителю. Стратегическая роль на рынке труда личного бренда связана с повышением дохода при инвестировании в него. Цель. Доказать эффективность инвестирования в личный бренд с целью достижения стратегических целей на рынке труда. В статье анализируются базовые концепции моделей сигналинга, теории игр. Статья основана на теории и методологии стратегирования, разработанной и апробированной под научным руководством академика В. Л. Квинта. Новизна работы обусловлена слабой изученностью применения теории и методологии стратегического брендинга на рынке труда. В статье рассмотрен стратегический бренд как механизм сигналинга в эпоху информационной экономики. Связь личного бренда и репутации ложится в основу «поведенческого» направления, моделирующего влияние репутации на рынок труда и поведение работника с помощью моделей поведенческой экономики. Выявлено, что стратегическое развитие личного бренда обосновано с точки зрения повышения своей конкурентоспособности на рынке труда. Для долгосрочного успеха человеку следует разрабатывать персональную стратегию с точки зрения достижения стратегических целей, в том числе в области занятости.
4148
Аннотация
Процесс формирования инновационных систем сопряжен с активным распространением информационных технологий. В условиях высокой международной конкуренции государства активно взаимодействуют в вопросах распределения ресурсов, поиска новых рынков, расширения присутствия в соответствующих экономиках. В статье представлены концептуальные основы анализа стратегических возможностей развития национальной инновационной системы России в процессе реализации финансовых инноваций. Методологической основой данного исследования послужили работы теоретико-методологической школы стратегирования, функционирующей под руководством доктора экономических наук, профессора, академика, иностранного члена РАН В. Л. Квинта.
3884
Аннотация
Исследование методологических основ развития системы инновационных промышленных кластеров, сложной иерархической системы основано на движении каждого структурного элемента к общим стратегическим целям. Гармоничное развитие теории стратегии может быть обеспечено благодаря использованию философского знания в качестве фундаментальной основы исследований. Учёным-стратегам в научных трудах в поиске наиболее эффективных методов исследования необходимо опираться на идеи философов, которые призваны отвечать на вопросы о роли и месте человека в мире, искать способы созидательного преображения окружающей природной, экономической и социальной действительности. Сбалансированный подход лежит в основе процесса разработки эффективной стратегии инновационного промышленного кластера и способствует повышению качества жизни общества и достижению национального технологического суверенитета. Процесс создания кластера включает анализ ресурсной обеспеченности и конкурентных преимуществ, определение стратегических приоритетов и целей, создание необходимой инфраструктуры, консолидацию основных участников кластера с учётом общих стратегических целей. В статье описаны методы исследования, направленные на обеспечение эффективности процесса, включающего разработку, создание, распространение и внедрение в производственный процесс инноваций. Описаны базовые принципы системы принятия стратегических решений, нацеленных на успешное функционирование предприятий инновационного промышленного кластера с целью рационального использования инновационного потенциала, а также его приумножения в долгосрочной перспективе. Использование стратегического системного подхода к осуществлению финансовых вложений является ключевым условием эффективного развития инновационного кластера при наступлении чрезвычайного периода. Представлены результаты разработки стратегической системы принятия инвестиционных решений, которая позволяет руководству инновационного промышленного кластера достигать стратегических целей, максимизировать доходность и способствовать достижению долгосрочного успеха при условии последовательной и полной реализации стратегии.