ISSN 2782-2435 (Печать),
ISSN 2782-2621 (Онлайн)

Том 3, №1, 2023

2921
Аннотация
Требования по изменению экономических процессов в направлении стабилизации социально-политической ситуации диктуют руководителям необходимость разработки и применения эффективного набора средств и методов управления социально-экономическими системами. Это предполагает адаптацию и совершенствование инструментов, способов, технологий и форм стратегического планирования, обеспечивающих управляемый процесс развития экономики. Цель статьи заключалась в развитии форм и методов эконометрического моделирования процессов региональной социально-экономической системы, определяющих поиск и обоснование возможностей ее опережающего развития. Основой исследования являлась методология стратегирования академика В. Л. Квинта. При поиске и обосновании целей и задач стратегии развития применялся такой инструмент, как интеллектуальный программный комплекс (кабинет стратега), функциональность которого обеспечивает построение математической модели системных экономических процессов региона с учетом его институциональных, ресурсных, социальных, технологических и других условий. В результате проведенного исследования сформировали прогнозно-аналитическую модель развития субъектов РФ с выделением десяти системообразующих экономических процессов. Формализация факторов и индикаторов была осуществлена на основе индексного подхода. В качестве примера, иллюстрирующего возможности практического применения разработанной модели, рассмотрели транспортную инфраструктуру. Доказательство соответствия модели реальным условиям провели на примере Северо-Западного и Приволжского федеральных округов. В статье представлен решенный комплекс задач стратегирования регионального развития, начиная от формирования теоретико-методологических положений и разработки цифрового двойника региональной экономической системы и заканчивая созданием инструментария, обеспечивающего информационную поддержку процессов анализа, оценки и прогнозирования. Процедуры регионального стратегирования рассматриваются в проекции модели социально-экономической системы региона, определенной как структура, включающая в себя ряд автономных подсистем, каждая из которых характеризуется определенными измеряемыми показателями.
3499
Аннотация
Рассмотрены экономико-правовые механизмы декарбонизации хозяйственной деятельности: стимулирование перехода на возобновляемые источники энергии, водородная стратегия РФ, чистый транспорт и другие прогрессивные технологии. Актуальность декарбонизации в России будет возрастать в рамках целевого сценария климатического регулирования. В России вводятся различные пошлины и углеродные налоги, а также происходит привязка производимой продукции к углеродному следу. Примером последнего могут быть квоты на углеродный след, предоставляемые автомобильным компаниям, которые рассчитывают исходя из этого количество выпускаемых двигателей внутреннего сгорания, а при приближении к критической отметке запускают в производство электрокары или гибридные двигатели для увеличения возможных продаж. Международные финансовые организации принимают решение о выдаче кредитов, опираясь на политику стран относительно соблюдения климатических обязательств.
2871
Аннотация
Дальний Восток России обладает природными богатствами и экономическим потенциалом. Однако отраслевая структура макрорегиона представлена преимущественно добывающими и обрабатывающими производствами. Есть ряд ограничивающих факторов, препятствующих активному экономическому освоению Дальневосточного федерального округа (ДФО) и успешной реализации стратегических приоритетов его развития. Туризм и выставочно-ярмарочная деятельность как крупнейшие межотраслевые комплексы, обладающие мультипликативным эффектом, способствуют достижению стратегических целей развития макрорегиона. Объектом исследования являлись отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности как взаимосвязанные и одновременно самостоятельные комплексы, каждый из которых обладает потенциалом для стимулирования экономического роста в дестинации, повышения занятости населения и улучшения качества жизни жителей ДФО. Оценка туристско-рекреационного потенциала и потенциала для развития выставочно-ярмарочной деятельности – это оценка совокупности имеющихся у макрорегиона ресурсов и их территориальных сочетаний, а также условий для вовлечения данных ресурсов в экономический оборот и удовлетворения потребностей местного населения и туристов. Стратегическая оценка потенциала развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в ДФО позволяет комплексно и системно взглянуть на решение задачи диверсификации экономики, достижения долгосрочного экономического роста, закрепления населения Дальнего Востока России и улучшения качества его жизни. Государственная поддержка туризма и выставочно-ярмарочной деятельности позволяет реализовать прорывные проекты по развитию данных отраслей. Осознание центральной и региональной властью социально-экономической значимости реализации потенциала туризма и выставочно-ярмарочной деятельности и разработки комплексных стратегий развития для них – одна из необходимых предпосылок успешности выполнения стратегических целей развития Дальнего Востока России.
2817
Аннотация
Цель исследования – определение региона государства как сложной экономико-социальной системы и объекта стратегирования на основе характеристик теоретических и нормативных подходов различных авторов и институтов на материалах Кемеровской области – Кузбасса как эмпирического инструментария описания содержательной части работы. Объектом исследования выступил регион государства как целостная система, предметами – его понятие и основные характеристики с позиции экономико-социальной системы. Методы исследования включали в себя приемы и методы системного, сравнительного и логического анализа, принципы диалектико-материалистического метода познания и комплексного подхода при характеристике понятийного аппарата, методы обобщения и конкретизации. Применили исторический подход и отдельные теоретико-методологические положения регионального стратегирования. Были изложены основные подходы к понятию «регион» как базовой дефиниции региональной экономики и теории и практики регионального стратегирования. Обозначен авторский подход и детально описаны основные характеристики региона государства как экономико-социальной системы и объекта стратегирования. На материалах Кемеровской области – Кузбасса обозначили данные характеристики региона. Неоднозначность и разнообразие научных подходов и юридических трактовок термина «регион» в теории стратегии и методологии и практике стратегирования порождают необходимость использования классического определения региона как объекта стратегирования для разработки и реализации формальной стратегии, опираясь на действующее законодательство. В данной классической трактовке регион определяется формальными границами как субъект федерации. Этот подход отражает основные характеристики региона как сложной экономико-социальной системы, где экономическое первично и служит основой для социального, что продемонстрировано на материалах Кемеровской области – Кузбасса.
2864
Аннотация
В результате системного кризиса, обусловленного санкционными ограничениями, пандемией и сложной геополитической ситуацией, возникла необходимость поиска новых стратегий и моделей устойчивого развития территорий. Цель статьи – рассмотреть теоретические и методические аспекты инновационно-промышленного потенциала территорий для дальнейшей разработки эффективной стратегии импортозамещения. В статье показано, что потенциал развития территории зависит от уровня использования человеческого, инфраструктурного, финансового и промышленного потенциалов. Сформировали систему сбалансированных показателей, на основе которой определяется уровень инновационно-промышленного потенциала территорий. Был предложен алгоритм оценки потенциала регионов, состоящий из пяти этапов. Провели оценку уровня инновационно-промышленного потенциала Арктических регионов Российской Федерации. Для регионов, имеющих потенциал ниже среднего уровня, был проведен факторный анализ с целью определения «узких мест», а также была предложена стратегия устойчивого сбалансированного развития, включающая семь основных направлений. Данная работа вносит вклад в развитие методологии по оценке уровня инновационно-промышленного потенциала территорий, а также направлена на обеспечение полноты и надежности оценки, поддерживающей процесс принятия решений. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и реализации стратегий, программ развития и дорожных карт Арктических регионов. Внедрение полученных результатов в практику управления территориями с использованием высокопроизводительных систем поддержки принятия решений позволит обеспечить интенсификацию экономической активности субъектов, что отразится на росте макроэкономических индикаторов и улучшении социальных показателей развития территорий Арктики.
2985
Аннотация
Стратегические тренды и закономерности меняют организационный, клиентский и инструментальный ландшафт компаний легкой промышленности и индустрии моды. Актуальность выбранной темы связана с доминированием тренда человечности (эмпатичности) в стратегическом брендинге. Успех стратегического развития брендов зависит как от правильных стратегических решений, так и от получаемой информации о клиентах и их потребностях. Способность компаний отслеживать клиентский путь, выбирать релевантные инструменты стратегических коммуникаций и создавать персонифицированные ценностные предложения необходима для чуткой реакции на предпочтения клиентов в режиме реального времени. Целью работы являлось выявление особенностей для разработки эффективных стратегических приоритетов в области человечности у брендов легкой промышленности и индустрии моды. Новизна работы обусловлена слабой изученностью темы в научной литературе для предприятий легкой промышленности и индустрии моды. В статье использовали традиционные методы научного исследования – анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и сравнение. Статья основана на теории и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта. В работе была предложена стратегическая концептуальная модель развития человечности (эмпатичности) у брендов. Использование данной модели должно привести к тому, что организация получит новый образ, имидж и деловую репутацию. Были сформулированы методологические рекомендации, которые могут найти практическое применение при разработке и реализации стратегий развития корпоративных брендов.
3149
Аннотация
В современной экономике все чаще возникает вопрос выбора тех источников финансирования деятельности, которые будут оптимальны для обеспечения устойчивости и эффективности компании в стратегической перспективе. Эффективность формирования источников финансирования влияет на финансовые показатели деятельности и конкурентоспособность компаний. Эффективное привлечение финансирования является стратегическим преимуществом для компании. Выбор источников финансирования деятельности влияет на оптимизацию затрат, поэтому особое значение имеет оценка целесообразности использования тех или иных финансовых источников. Для реализации стратегических приоритетов в процессе стратегирования необходимо осуществлять постоянную оценку финансовой эффективности использования привлекаемых финансовых ресурсов и комбинировать различные механизмы финансирования деятельности компании. В статье была проведена оценка использования источников финансирования на реализацию стратегических приоритетов компании и влияния выбора источников финансирования на финансовые коэффициенты и показатели компании. Результатом является оценка влияния выбора тех или иных источников финансирования деятельности на эффективность общей стратегии компании.
3155
Аннотация
Питание детей и подростков – стратегически важный фактор качества жизни и благополучия. Однако стратегирование систем организованного школьного питания изучено недостаточно, особенно с учетом трендов внедрения цифровых технологий. Цель исследования – разработать и обосновать теоретико-методические положения стратегирования систем организованного школьного питания в условиях внедрения цифровых технологий. Исследование основано на общей теории стратегии и методологии стратегирования В. Л. Квинта. Объект исследования – система организованного школьного питания. Определили основные направления стратегического развития организованного школьного питания, а именно использование инновационных подходов в основной деятельности и цифровизация производства и составления меню. Разработали миссию объекта стратегирования, основанную на интересах и ценностях ключевых стейкхолдеров. Сформулировали четыре стратегических приоритета: обеспечение максимально полного соответствия меню потребностям школьников и возможностям их родителей и опекунов, в том числе за счет его диверсификации; максимально полное использование цифровых технологий в сферах маркетинга, производства и логистики; формирование коллабораций и запуск новых проектов по производству сельскохозяйственной продукции для диверсификации меню с товаропроизводителями региона; стратегическое расширение деятельности – развитие Центра компетенций и выход на новые рынки. По каждому приоритету сформулировали стратегические цели, гарантирующие его реализацию, которые обеспечены конкурентными преимуществами. В работе была представлена матрица И. Ансоффа, показывающая новые рынки, товары и направления расширения деятельности объекта стратегирования. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности предприятий, занимающихся организацией питания школьников.
3042
Аннотация
Исследование процессов цифрового развития экосистемы финансовой организации со стратегической точки зрения является важной научно-методологической задачей. Мировая практика показывает, что экосистемы – это стратегическое будущее экономики, кардинально меняющее традиционный бизнес. Семь из десяти крупнейших по капитализации глобальных компаний являются экосистемными. В среднесрочной перспективе на экосистемы будет приходиться значительная часть национального и глобального валового продукта. Глобальный экосистемный тренд развивается и в России: существуют компании, которые заявляют о соответствующей стратегии развития и имеют определенные признаки экосистем. В этих условиях новые вызовы получают крупные системообразующие банки, такие как «Сбер». В статье обосновывается необходимость выстраивания экосистемной стратегии в парадигме цифровой экономики и рассматриваются ее технологические возможности и риски на примере ПАО «Сбер». В работе был предложен алгоритм стратегического анализа тенденций, возможностей и ограничений развития цифровой трансформации экосистемы финансовой организации (на материалах «Сбера») согласно теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта.