Аффилиация
a Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Все права защищены ©Ефанов и др. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0. (
http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), позволяет другим распространять, перерабатывать, исправлять и развивать произведение, даже в коммерческих целях, при условии указания автора произведения.
Получена 08 Октября, 2022 |
Принята в исправленном виде 21 Октября, 2022 |
Опубликована 26 Декабря, 2022
Аннотация
Актуальной задачей является необходимость обеспечения технологической независимости отечественных предприятий. Для этого требуется разработка соответствующих стратегий, определяющих условия для поиска нестандартных решений в части импортозамещения, преобразования производственных процессов и переосмысления подходов к управлению комплексами территориально распределенных сложных инженерных объектов и созданию культуры высокой производительности труда. Выбор хозяйствующего субъекта для практической отработки теоретических и методологических положений стратегирования цифровой трансформации был сделан исходя из сформулированных 7 принципов, обуславливающих значимость предприятия для национальной экономики. Для обоснованного определения стратегических приоритетов цифрового развития Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС), в соответствии с положениями методологии стратегирования академика В. Л. Квинта, использовали инструментарий OTSW-анализа. Исходными данными для проведения оценки готовности РТРС к проведению цифровой трансформации послужили результаты анкетирования работников предприятия по форме, разработанной автором. Анкета состоит из 37 вопросов, сгруппированных по функциональным группам, и представляет собой агрегатор информации о текущем состоянии предприятия, а также отвечает на вопрос о его готовности к изменениям. Результаты оценки показали, что уровень цифровизации РТРС соответствует понятию «Образцовое предприятие», но не дотягивает до «Умного предприятия». На этом основании определили стратегические приоритеты цифровой трансформации предприятия и сформировали концепцию цифрового развития. Был проведен расчет экономического эффекта от практического внедрения приоритетных мероприятий цифрового развития. В статье представлены основные результаты, полученные в процессе разработки концепции стратегии цифрового развития ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». Они могут быть использованы как для развития теории стратегического управления, так и в качестве инструментария и технологий организации и осуществления проектов цифровой трансформации в различных секторах национальной экономики.
Ключевые слова
инновации,
стратегирование,
стратегические приоритеты,
технологии,
цифровая зрелость,
цифровая трансформация,
цифровое предприятие,
эффективность
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бабанова Ю. В., Орлов В. М., Антонян Р. С. Гибкие технологии управления предприятием в условиях цифровизации экономики // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. Т. 216. № 6. С. 61–66.
- Барановский В. Ю., Зайченко И. М. Формирование стратегической карты управления предприятием на основе концепции цифровой трансформации бизнеса // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2018. Т. 11. № 3. С. 185–193. https://doi.org/10.18721/JE.11316
- Бодрунов С. Д. Реиндустриализация в условиях новой технологической революции: дорога в будущее // Управленец. 2019. Т. 10. № 5. С. 2–8. https://doi.org/10.29141/2218-5003-2019-10-5-1
- Галимова М. П. Готовность российских предприятий к цифровой трансформации: организационные драйверы и барьеры // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. Т. 27. № 1. С. 27–37. https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-1-27-27-37
- Долганова О. И., Деева Е. А. Готовность компании к цифровым преобразованиям: проблемы и диагностика // Бизнес-информатика. 2019. Т. 13. № 2. С. 59–72. https://doi.org/10.17323/1998-0663.2019.2.59.72
- Ефанов В. А. Формирование подходов по оценке готовности предприятия к проведению цифровой трансформации // Экономический анализ: теория и практика. 2022. Т. 21. № 9. С. 1687–1704. https://doi.org/10.24891/ea.21.9.1687
- Исаев Е. А., Коровкина Н. Л., Табакова М. С. Оценка готовности ИТ-подразделения компании к цифровой трансформации бизнеса // Бизнес-информатика. 2018. Т. 44. № 2. С. 55–64.
- Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
- Майорова К. С., Балашова Е. С. Цифровой переход промышленных предприятий в «smart» экосистему // Экономика промышленности. 2021. Т. 14. № 4. С. 433–444. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-4-433-444
- Орлов А. И. Организационно-экономическое моделирование. Ч. 2: Экспертные оценки. М.: Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, 2011. 486 с.
- Пинчук В. Н., Журавлев Д. М. Предприятие. Технологии и экономика цифровой трансформации. Новосибирск: Академиздат, 2020. 216 с.
- Попов И. В., Киселева М. М., Яковлева Е. А. Цифровые модели управления предприятием // УЭПС: Управление, экономика, политика, социология. 2019. № 3. С. 58–64. https://doi.org/10.24411/2412-2025-2019-00042
- Пурлик В. М. Интеллектуальный капитал как ключевой фактор развития компаний в экономике знаний // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2018. № 1. С. 92–95.
- Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития / А. В. Бабкин [и др.] // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 3. С. 9–25. https://doi.org/10.18721/JE.10301
- Цифровое предприятие: трансформация в новую реальность / В. И. Ананьин [и др.] // Бизнес-информатика. 2018. Т. 44. № 2. С. 45–54.
- Цифровые технологии в контексте управления производственной инфраструктурой предприятия / Е. А. Малышев [и др.] // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25. № 5. С. 114–112.
- Чаадаев В. К. Процессный подход к управлению предприятиями связи // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2007. Т. 2. № 3. С. 99–106.
- 7 key principles to govern digital initiatives / N. Obwegeser [et al.] // MIT Sloan Management Review. 2020. Vol. 61. № 3. P. 1–9.
- Hazra T. K., Unhelkar B. Enterprise architecture for digital business: Integrated transformation strategies 1st Edition. Boca Raton: Auerbach Publications, 2020. 282 p.
Как цитировать?
Ефанов В. А. Стратегирование цифровой трансформации Российской телевизионной
и радиовещательной сети // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 4. С. 544–558. https://
doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-544-558