ISSN 2782-2435 (Print),
ISSN 2782-2621 (Online)

Когнитивная и региональная идентичность как основа стратегирования инновационной образовательной деятельности высшего образования

Аннотация
Статья посвящена анализу ключевых категориальных понятий, формирующих когнитивные основания политики стратегирования управления и продвижения инновационной образовательной деятельности высшего образования опорного вуза в реализации Стратегии развития регионов Российской Федерации до 2035 г. и долгосрочной стратегической инициативы Кемеровского государственного университета в формировании Стратегии развития Кузбасса до 2071 г. Проанализированы вызовы системно-функциональных проблем высшего образования, обусловленные быстрыми темпами социально-экономических изменений цифровой экономики, а также влияние цифровизации на явления профессиональной миграции и процессы формирования центров инноваций. Отмечено, что региональные кластеры инновационного развития сегодня формируют уникальные модели взаимодействия усилий власти – бизнеса – науки в развитии новых перспективных отраслей диверсификации сырьевой экономики. Инновационная площадка высшего образования опорного университета Кузбасса определяет тенденции трансформирования смысловых категорий региональной идентичности и стратегическую инициативу наращивания конкурентных преимуществ на основании научно-экономического потенциала региона.
Ключевые слова
тактика стратегирования, стратегическая инициатива, стратегия управления высшим образованием, интеграция образования и бизнес сообщества, инновационная образовательная деятельность
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Алабина Т. А. Роль концепции стратегирования В. Л. Квинта в экономических исследованиях стратегий и ее особенности // Управленческое консультирование. 2021. Т. 153. № 9. С. 45–57. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-9-45-57
  2. Алтухова Е. С. Наука и современное представление молодых россиян о ней: проблемы оценки эффективности развития // Молодежь в условиях цифровизации общества: международный, национальный и региональный аспекты: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово, 2020. С. 346–350.
  3. Борьба за идентичность и новые институты коммуникаций / Н. А. Беляева [и др.]. М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. 263 с.
  4. Вопросы образования и психологии / Е. А. Бакланова [и др.]. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2021. 172 с. https://doi.org/10.31483/a-10334
  5. Грицкевич Т. И. Антиномии идентичности и индивидуальности в поиске оснований социального взаимодействия // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2020. С. 62–67.
  6. Грицкевич Т. И. Порождение смыслов как основа модальности социального взаимодействия // Модусы социального взаимодействия: концепты идентичности, духовного опыта, общественных преобразований / под ред. О. Ф. Гавриловой [и др.]. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. С. 86–91.
  7. Грицкевич Т. И. Реформаторство и социальное конструирование смыслов в религии // Религия в современном мире: вызовы и перспективы в контексте христианской теологии / под ред. О. Ф. Гавриловой. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. С. 106–137.
  8. Грицкевич Т. И. Социальный порядок: новые смыслы образовательного пространства гумманитарных наук // Евразийское образовательное пространство: актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания: сборник статей IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Кемерово, 2021. С. 20–22.
  9. Грицкевич Т. И., Леухова М. Г., Корчагина И. В. Социальное взаимодействие участников федеральных инновационных площадок как моделирование инновационных образовательных практик вузов // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2021. С. 36–41.
  10. Драпезо В. Я. Грицкевич Т. И., Драпезо Р. Г. Цифровые доказательства в гражданском, административном и уголовном процессе и формирование цифровых компетенций как профессиональных навыков юриста в вузах // Сибирский антропологический журнал. 2021. Т. 5. № 3. С. 184–198.
  11. Квинт В. Л. Гносеология и методология формирования стратегии как науки // Куда идти? Проблемы реформирования институтов и экономической политики в России: сборник докладов научной конференции, посвященной 15-летию Московской школы экономики МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2020. С. 95–100. https://doi.org/10.38006/907345-19-5.2020.95.100
  12. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
  13. Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 290–299. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299
  14. Квинт В. Л., Астапов К. Л. Стратегия Кузбасса на 50-летнюю перспективу в книгах Библиотеки «Стратегия Кузбасса» // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 2. С. 123–135. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-123-135
  15. Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К. Согласованность глобальных и национальных интересов с региональными стратегическими приоритетами // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 11. С. 900–909. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909
  16. Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 283 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2812-3
  17. Леухова М. Г. Профессиональная подготовка стратегических лидеров в Кузбассе // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 418.
  18. Матвеева Н. А. Механизмы реализации инновационного потенциала образовательной организации высшего образования (на примере анализа деятельности ФИП) // Мир науки, культуры, образования. 2020. Т. 81. № 2. С. 221–224. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00270
  19. Миненков Г. Я. Идентичность как предмет политического анализа // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. Т. 1 / под ред. И. С. Семененко, В. В. Лапкина, Л. А. Фадеевой. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С. 18–25.
  20. Панькова А. Ю., Леухова М. Г. Стратегические приоритеты развития системы школьного питания в Кемеровской области – Кузбассе // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов. Кемерово, 2021. С. 67–71.
  21. Просеков А. Ю., Грицкевич Т. И., Леухова М. Г. Стратегии управления проектами, имеющими статус Федеральной инновационной площадки высшего образования // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2021. С. 59–66.
  22. Ситникова Е. Л. Развитие инновационной инфраструктуры в сфере образования: опыт региона // Социальные отношения. 2019. Т. 29. № 2. С. 90–97.
  23. Стратегирование водных ресурсов Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 388 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2725-6
  24. Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2718-8
  25. Стратегирование человеческого потенциала Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 453 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2642-6
  26. Стратегирование экономического и инвестиционного развития Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 364 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2724-9
  27. Фадеева Л. А. Идентичность как категория политической науки: Исследовательское поле и когнитивный потенциал // Политическая наука. 2016. № 2. С. 164–180.
  28. Шилов Н. А. Русская идентичность в постсоветскую эпоху и её способность к образованию сообщества // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2020. С. 247–254.
  29. Этапы развития экологического образования / Ю. В. Дудовцева [и др.] // Стратегирование экологического развития Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. С. 338–361. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2797-3
  30. Clark B. R. Creating entrepreneurial universities: Organizational pathways of transformation. Emerald Group Publishing Limited, 1998. 200 p.
  31. Concept of noospheric education: innovative methods for developing personal cognitive strategies / E. S. Goldshmidt [et al.] // Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2019. Vol. 35. P. 383–394. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.45
  32. Gritskevich T. I., Kazakov E. F., Konovalov A. B. Value of reforming social and economic models of interaction in society development // Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2019. Vol. 35. P. 402–428. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.49
Как цитировать?
Просеков А. Ю., Грицкевич Т. И., Леухова М. Г. Когнитивная и региональная идентичность как основа стратегирования инновационной образовательной деятельности высшего образования // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 3. С. 304–318. https://doi. org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-304-318
О журнале