ISSN 2782-2435 (Print),
ISSN 2782-2621 (Online)

Стратегические возможности библиотек в эпоху цифровизации и экономики впечатлений

Аннотация
Введение. Увеличение доступа к релевантной информации и знаниям с помощью современных цифровых технологий – важнейшая стратегическая задача библиотек. Данные общественные организации при поддержке со стороны национальных правительства и международных неправительственных организаций способны обеспечить «развитие всех слоев общества». Поиск новых возможностей функционирования важнейших социальных институтов общества – стратегическая задача государства и самих библиотек, выполнение которой ляжет в основу формирования нового виденья развития библиотечной системы России в современных условиях. Успешные мировые практики диверсификации деятельности библиотек, отвечающие на вызовы цифровизации и постулаты экономики впечатлений, должны быть приняты во внимание, но с учетом национальных особенностей развития библиотечной системы в России. Объекты и методы исследования. Труды по теории стратегии и методологии стратегирования иностранного члена РАН, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации В. Л. Квинта, научные выкладки которого были успешно реализованы в ряде региональных и отраслевых стратегий. Согласно общей методологии стратегирования поиск новых возможностей функционирования объекта стратегирования осуществляется после анализа глобальных, отраслевых и региональных трендов. Результаты и их обсуждение. Стратегический анализ трендов и прогнозов развития библиотечной отрасли в России и мире позволил выявить ряд уникальных возможностей объекта стратегирования. Они позволят вписать библиотеки в жизнь современного общества и наделить их важнейшими социально значимыми функциями – образование, просвещение, воспитание культурных и нравственных ценностей подрастающего поколения читателей. Окно стратегических возможностей, открываемое перед объектом стратегирования, доступно непродолжительное время. Поэтому необходимо своевременно ею воспользоваться и обеспечить системное поступательное развитие библиотечной отрасли посредством разработки действенной стратегии развития. Выводы. Анализ позволил выявить и обосновать стратегические возможности развития библиотечной системы России. Анализ успешных мировых практик поиска «новых смыслов» в функционировании всемирно известных библиотек мира совместно с анализом отечественной библиотечной отрасли позволил определить стратегические направления развития социальных институтов в эпоху цифровизации и экономики впечатлений.
Ключевые слова
стратегия, библиотечная система России, цифровизация, экономика впечатлений, стратегические возможности, креативная экономика
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Агеенко А. А. Библиотека в современном пространстве социокультурной коммуникации // Румянцевские чтения – 2020: материалы Международной научно-практической конференции. М., 2020. С. 10–13.
  2. Борисова О. С. Центральная библиотека Хельсинки Oodi // Библиотеки нового поколения. 2021. Т. 4. № 1. С. 52–59.
  3. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
  4. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 2. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2020. 162 с.
  5. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес атлас, 2012. 627 с.
  6. Лопатина Н. В. Библиотека в культуре информационного общества // Обсерватория культуры. 2015. № 5. С. 27–31.
  7. Мелентьева Ю. П. Роль традиционной библиотеки в условиях цифровизации общества // Библиография. 2019. Т. 421. № 2. C. 27–33.
  8. Самарин А. Ю., Тикунова И. П. Научная работа Российской государственной библиотеки: тематика и результаты // Научные и технические библиотеки. 2019. № 8. С. 5–19. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-8-5-19
  9. Свергунова Н. М. Библиотеки: устойчивое развитие или тенденция к вымиранию? // Научные и технические библиотеки. 2014. № 4. С. 81–87.
  10. Свергунова Н. М. Трансформация или модернизация: что выбрать библиотекам // Научные и технические библиотеки. 2020. № 10. С. 37–50. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-10-37-50
  11. Стратегирование отрасли туризма и выставочноярмарочной деятельности в Кузбассе / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2718-8
  12. Стратегирование цифрового Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 434 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2796-6
  13. Тикунова И. П. Анализ современного состояния цифровизации научно-информационной деятельности в российских библиотеках // Румянцевские чтения – 2020: материалы Международной научно-практической конференции. М., 2020. С. 378–383.
  14. Тикунова И. П. Библиотека в контексте Четвертой промышленной революции: основные направления цифровизации // Библиотечное дело. 2020. Т. 356. № 2. С. 21–26.
  15. Тикунова И. П. Цифровизация развития кадрового потенциала в библиотеке: проблемы и перспективы // Информационный бюллетень РБА. 2019. № 86. С. 98–101.
  16. Трушина И. А. Новый Кодекс этики российского библиотекаря // Научные и технические библиотеки. 2011. № 9. С. 25–29.
  17. Чхотуа И. З., Власюк Л. И. Стратегический анализ конкурентных преимуществ региона в контексте развития промышленного туризма // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 2. С. 190–205. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-190-205
  18. Чхотуа И. З., Власюк Л. И., Задорожная Г. В. Развитие промышленного туризма в регионах России: стратегический анализ // Экономическое возрождение России. 2021. Т. 70. № 4. С. 156–174. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2021-4-70-156-174
  19. Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
Как цитировать?
Власюк Л. И., Чхотуа И. З., Хворостяная А. С. Стратегические возможности библиотек в эпоху цифровизации и экономики впечатлений // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 1. С. 31–48. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-1-31-48
О журнале