Аффилиация
a Центральный экономико-математический институт РАН (ЦЭМИ РАН), Москва, Россия
Все права защищены ©Иншаков и др. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0. (
http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), позволяет другим распространять, перерабатывать, исправлять и развивать произведение, даже в коммерческих целях, при условии указания автора произведения.
Получена 10 Июня, 2025 |
Принята в исправленном виде 22 Сентября, 2025 |
Опубликована 13 Ноября, 2025
Аннотация
Развитие международных транспортных коридоров (МТК) в России, особенно ввиду санкционного противостояния со странами Запада, приобрело стратегическое значение, так как российские компании активно ищут другие рынки сбыта. Наблюдается серьезная заинтересованность в наличии налаженных и эффективных транспортных коридоров (ТК) в нынешний период неопределенности, в условиях геополитической нестабильности, когда многие цепочки поставок разрушаются или перестраиваются. На первое место выходят ТК, которые не проходят по территории «недружественных» для России стран или которые находятся в ее юрисдикции. В таких условиях актуальность ТК «Север-Юг» будет только повышаться. В настоящий момент МТК функционирует не на полную мощность, но, несмотря на то что еще не все его части введены в эксплуатацию, его потенциальные возможности трудно переоценить. Компании металлургического сектора, в первую очередь, заинтересованы в надежных и устойчивых маршрутах сбыта, ведь их продукция используется во множестве отраслей, а для России выпуск продукции данного сектора составляет немалую часть ее экспорта. В связи с этим в статье проведен краткий анализ металлургического сектора Российской Федерации, который показал сложившуюся ситуацию за последние годы. Так, по итогам 2023 г. объем производства чугуна, стали и алюминия составил 54,2, 75 и 3,7 млн тонн соответственно. Были определены наиболее крупные компании по различным характеристикам, дан краткий обзор всем ТК, проходящим по территории России и более подробный анализ МТК «Север-Юг». Также дана оценка перспективности использования МТК «Север-Юг» для экспорта продукции компании ПАО «Северсталь» как одного из лучших маршрутов для выхода на новые рынки. Сама компания была выбрана в качестве одного из лидеров металлургической отрасли. Она закончила 2023 г. с показателями производства стали в 11,2 млн тонн и выручкой в размере 728,3 млрд рублей.
Ключевые слова
промышленность,
металлургический сектор,
ПАО «Северсталь»,
международный транспортный коридор «Север-Юг»,
международные логистические проекты,
перевозка грузов,
экспорт
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Антонов Д. Е., Яковлева Е. Н. Глобальные тренды развития металлургической отрасли // Мировая экономика: вчера, сегодня, завтра: VII Международная научно-практическая конференция обучающейся молодежи: посвящается 55-летию ИЭФ ДонНТУ и 55-летию Института экономических исследований, Донецк, 05 ноября 2024 года. Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2024. С. 16–20. https://elibrary.ru/RMXDDJ
- Брайко Е. А. Вертикальная интеграция на российском рынке металлургии: предпосылки и последствия // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2025. Т. 22. № 1. С. 209–218. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-1-209-218
- Вериго С. А., Позднякова Т. И., Кудряшов А. Б. Международный транспортный коридор «Север-Юг»: проблемы и перспективы // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2024. Т. 14. № 4–1. С. 492–502. https://elibrary.ru/CTZGVD
- Еремеева Е. Ю., Корнилова Е. В. Оценка угроз экономической безопасности на примере ПАО «Северсталь» // Актуальные проблемы экономики и бухгалтерского учета: сборник научных статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах, Нижний Новгород, 23 ноября 2023 года. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2024. С. 39–45. https://elibrary.ru/TDCVDG
- Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
- Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
- Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 2. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2020. 164 с.
- Ларионов О. Ю. Транспортный коридор «Север-Юг»: между национальными интересами и международным сотрудничеством // Эпоха права: время объединяться: сборник статей V Международного юридического конгресса студентов, Санкт-Петербург, 09–10 ноября 2024 года. СПб.: Скифия-принт, 2025. С. 636–641.
- Лобанов Б. А. МТК «Север-Юг» в развитии логистических потоков стран – членов БРИКС+ // Вызовы и решения для бизнеса: синергия компетенций: сборник материалов IV Международного внешнеэкономического научно-практического форума, Москва, 23 ноября 2023 года. М.: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 2023. С. 16–18.
- Милёшкина Ю. И., Хисамова А. А. Международный транспортный коридор «Север-Юг» – ключевой элемент транспортного каркаса и «новой» логистики // Молодой ученый. 2023. № 5. С. 181–183. https://elibrary.ru/BFCMEY
- Мультимодальный международный транспортный коридор «Север-Юг»: состояние, развитие и управление / Ю. О. Глушкова [и др.] // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2023. № 2. С. 116–123. https://elibrary.ru/FOATKJ
- Промышленное производство в России. 2019: статистический сборник / Росстат. М.: Росстат, 2019. 286 c.
- Промышленное производство в России. 2023: статистический сборник / Росстат. М.: Росстат, 2023. 259 c.
- Промышленное производство в России: 2016: статистический сборник / Росстат. М.: Росстат, 2016. 347 c.
- Пчелинцева Е. В., Холодняк П. С. Постановка задачи по определению потенциала расширения международного транспортного коридора «Север-Юг» // II Международная научная конференция «Железная дорога: путь в будущее»: сборник материалов аспирантов и молодых ученых к 80-летию аспирантуры и научного центра «Экономика комплексных проектов и тарифообразования» АО «ВНИИЖТ», Москва, 18 апреля 2024 года. М.: Инфра-М, 2024. С. 317–321. https://elibrary.ru/UKZLMA
- Ранджбар М. Д. Международный транспортный коридор «Север-Юг» как инструмент противодействия западным санкциям // Восточная аналитика. 2024. Т. 15. № 3. С. 37–49. https://doi.org/10.31696/2227-5568-2024-03-037-049
- Романов А. А. Особые экономические зоны как логистический инструмент международного транспортного коридора «Север-Юг» // Актуальные вопросы современной экономической науки: Материалы ХIV Международной научной конференции, Астрахань, 24 апреля 2024 года. Астрахань: Астраханский государственный университет, 2024. С. 251–254. https://elibrary.ru/ACDDOM
- Российский статистический ежегодник. 2024: статистический сборник / Росстат. М.: Росстат, 2024. 630 с.
- Фраева А. В. Стратегическая роль железнодорожного транспорта в обеспечении экономической безопасности в условиях формирования цифровой экономики // Интернаука. 2025. № 2. С. 47–49. https://elibrary.ru/DEQBZT
- Юссуф А. А., Шмырев Д. В. Исследование отечественного рынка металлообработки: вызовы и перспективы роста в новых реалиях // Инновации и инвестиции. 2025. № 1. С. 240–243. https://elibrary.ru/BKYIBI
Как цитировать?
Иншаков А. А., Евдокимов Д. С. Стратегическое развитие ПАО «Северсталь» в структуре металлургического сектора России и международного транспортного коридора «Север-Юг» // Стратегирование: теория и практика. 2025. Т. 5. № 4. С. 507–524.
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2025-5-4-507-524