Аффилиация
a Федеральный институт промышленной собственности, Москва, Россия
Все права защищены ©Царёва и др. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0. (
http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), позволяет другим распространять, перерабатывать, исправлять и развивать произведение, даже в коммерческих целях, при условии указания автора произведения.
Получена 10 Июня, 2025 |
Принята в исправленном виде 22 Сентября, 2025 |
Опубликована 13 Ноября, 2025
Аннотация
Актуальность обусловлена возрастающей ролью нематериальных активов в формировании конкурентоспособности территорий и необходимостью разработки эффективных стратегий развития. Динамика регистрации региональных брендов в качестве географических указаний (ГУ) и наименований мест происхождения товаров (НМПТ) говорит о низкой востребованности среди производителей этого вида защиты интеллектуальной собственности. Региональные бренды не в должной степени учитываются региональными органами исполнительной власти как ресурс для социально-экономического развития территории. Посредством социологического опроса в рамках исследования оценивалось мнение представителей органов исполнительной власти субъектов РФ относительно влияния региональных брендов на социально-экономическое развитие территории. Особое внимание уделялось изучению успешного опыта регистрации и использования ГУ / НМПТ, а также анализу региональной политики поддержки брендов. Исследование показало, что на сегодняшний день нет единства в понимании роли и степени влияния ГУ и НМПТ на территорию. На основе анализа эмпирических данных, полученных в ходе опроса представителей органов власти, выявлены ключевые факторы, определяющие степень влияния региональных брендов на социально-экономические показатели. Сформулированы три стратегических направления, реализация которых позволит усилить положительное воздействие региональных брендов на социально-экономическое развитие территорий: 1) повышение осведомленности производителей о преимуществах регистрации ГУ и НМПТ; 2) изучение и адаптация успешного опыта регионов- лидеров, а также анализ факторов, способствующих беспрепятственной регистрации и эффективному использованию ГУ / НМПТ; 3) совершенствование региональной политики поддержки брендов, включая усиление роли органов власти, оптимизацию мер поддержки (юридическая, образовательная, сбытовая), а также выявление детерминант влияния ГУ / НМПТ на инвестиционную привлекательность региона. Настоящий материал может быть использован в качестве ориентира для дальнейшего исследования, а также для целей понимания точки отсчета при стратегировании развития территории.
Ключевые слова
региональный бренд,
стратегирование,
объект стратегирования,
стратегический приоритет,
региональные органы исполнительной власти,
интеллектуальная собственность,
географические указания,
наименования мест происхождения товара
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Исследование выполнено в рамках научно-исследовательской работы ФГБУ ФИПС «Выявление и оценка влияния использования географических указаний и наименований мест происхождения товаров на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации» (рег. № 124060300042-8).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Александрова А. В. Умный маркетинг: инструменты продвижения регионального бренда // Цифровая экономика, умные инновации и технологии: сборник трудов Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции с зарубежным участием, Санкт-Петербург, 18–20 апреля 2021 года. СПб.: Политех-Пресс, 2021. С. 179–181. https://elibrary.ru/QSRHZQ
- Александрова А. В., Горушкина С. Н. Региональный брендинг: оценка применения новых инструментов развития в современных реалиях // π-Economy. 2023. Т. 16, № 2. С. 37–51. https://doi.org/10.18721/JE.16203
- Баженов С. В., Баженова Е. Ю. Проявления экономической идентичности в брендах регионов: теоретические подходы к исследованию // Terra Economicus. 2017. Т. 15. № 4. С. 79–91. https://doi.org/10.23683/2073-6606-2017-15-4-79-91
- Беляев М. Н. Влияние географического указания на развитие регионов Российской Федерации // Индустриальная экономика. 2020. № 3. С. 45–52. https://doi.org/10.47576/2712-7559_2020_3_45
- Горошко Н. В., Пацала С. В. Гастрономический бренд как инструмент развития регионального гастрономического туризма // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2022. № 4. С. 377–400. https://elibrary.ru/BXYDUZ
- Горушкина С. Н., Царева Е. Г. Региональные бренды в межкультурном пространстве современной России // Стратегии устойчивого развития: социальные, экономические и юридические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 26 января 2023 года. Чебоксары: Среда, 2023. С. 233–235. https://elibrary.ru/DIEPNV
- Горушкина С. Н., Царева Е. Г., Суконкина П. А. Народная художественная культура как сфера применения современных инструментов интеллектуальной собственности: оценка готовности отрасли // Культура: теория и практика. 2022. № 5. С. 12. https://elibrary.ru/FVTOVI
- Гумерова Л. С. Тема развития института интеллектуальной собственности является одной из ключевых в повестке Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре // Вестник ФИПС. 2023. Т. 2. № 3. С. 12–13. https://elibrary.ru/BRGDSG
- Девдариани Н. В., Рубцова Е. В. Когнитивный анализ и методология создания понятия регионального бренда в современных зарубежных и отечественных исследованиях // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1. С. 117–120. https://elibrary.ru/YXJGCO
- Демакова Е. А., Кротова И. В., Казаков А. А. Интегрированная модель товарного и территориального брендинга на основе анализа ценностей стейкхолдеров // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 7. С. 79–86. https://elibrary.ru/ISYMNF
- Зубов Ю. С., Здунов А. А. Формирование системы управления интеллектуальной собственностью в регионе. Опыт Республики Мордовия // Вестник ФИПС. 2024. Т. 3. № 2. С. 112–120. https://elibrary.ru/LRHHYB
- Калькова Н. Н. Региональный этноцентризм как один из предикторов потребительского выбора в парадигме нейробренда // Региональная экономика. Юг России. 2024. Т. 12. № 4. С. 196–208. https://doi.org/10.15688/re.volsu.2024.4.19
- Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с. https://elibrary.ru/VUMJTW
- Киреева И. В. Региональные бренды и их потенциал в формировании региональной идентичности молодежи (по результатам социологического исследования в республике Адыгея) // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 12. С. 16–20. https://elibrary.ru/DIWIIF
- Макарова Г. И. Территориальный брендинг в работах российских ученых // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2020. № 3. С. 22–34. https://elibrary.ru/IVRWHI
- Назукина М. В. Регионализм в «посланиях» глав субъектов РФ: дискурсивный аспект // Полис. Политические исследования. 2022. № 2. С. 68–82. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.02.06
- Неретин О. П. Интеллектуальный суверенитет экономики России. М: Федеральный институт промышленной собственности, 2022. 166 с. https://elibrary.ru/EEJPNI
- Неретин О. П., Климанов В. В., Горушкина С. Н. Подходы к систематизации мер поддержки, направленных на вовлечение в гражданский оборот продукции под региональным брендом // Вестник ФИПС. 2024. Т. 3. № 4. С. 394–405. https://elibrary.ru/OSBLSU
- Неретин О. П., Томашевская Е. А. Традиционные знания и традиционные выражения культуры как аспект интеллектуальной собственности: проблемы выявления и охраны // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 5. С. 540–549. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-5-540-549
- Роспатент. Интеллектуальная собственность – основа технологического лидерства страны // 2024. Годовой отчет. М: Роспатент, 2025. 196 с.
- Рузакова О. А., Гринь Е. С. Вопросы развития правового регулирования отношений, объектом которых выступают географические указания // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. № 42. С. 685–699. https://doi.org/10.17072/1995-4190-2018-42-685-699
- Стратегирование туризма и выставочно-ярмарочной деятельности на Дальнем Востоке России / И. З. Чхотуа [и др.]. М.: Первое экономическое издательство, 2024. 406 с. https://elibrary.ru/SBQBEN
- Фабричный С. Ю., Рузакова О. А. Новеллы о географических указаниях как объектах интеллектуальных прав // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 12. С. 53–61. https://doi.org/10.24411/2072-4098-2018-10126
- Царева Е. Г. Понятие «региональный бренд» в контексте региональной экономики // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2024. № 6. С. 80–87. https://elibrary.ru/BTIINS
- Царева Е. Г., Горушкина С. Н. Исследование востребованности мер поддержки товаропроизводителей региональных брендов // Интеллектуальная собственность – основа инновационной экономики: приоритеты и механизмы научно-технологического развития: сборник докладов XXVIII Международной научно-практической конференции Роспатента, Москва, 08–09 октября 2024 года. М.: Федеральный институт промышленной собственности, 2024. С. 100–105. https://elibrary.ru/YIXVPZ
- de Almeida G. G. F., Cardoso L. Discussions between place branding and territorial brand in regional development – A classification model proposal for a territorial brand // Sustainability. 2022. Т. 14. № 11. P. 6669. https://doi.org/10.3390/su14116669
- Xu N., Zhao Y., Qin S. Exploring business owners’ engagement behavior for promoting regional brands in China: An empirical analysis based on the TPB and ABC theory // Sustainability. 2023. Vol. 15. № 14. P. 11329. https://doi.org/10.3390/su151411329
- Zheng X., Huang Q., Zheng S. The identification and applicability of regional brand-driving modes for agricultural products // Agriculture. 2022. Vol. 12. № 8. P. 1127. https://doi.org/10.3390/agriculture12081127
Как цитировать?
Царёва Е. Г. Стратегирование влияния региональных брендов на социально-экономическое развитие субъектов России // Стратегирование: теория и практика. 2025. Т. 5. № 4. С. 492–506.
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2025-5-4-492-506