ISSN 2782-2435 (Печать),
ISSN 2782-2621 (Онлайн)

Стратегические приоритеты развития локальных рынков строительной продукции Центрального Черноземья

Аннотация
Локальные рынки играют ключевую роль на пути развития отечественного производства и предпринимательства в регионе и укрепления экономики, а также выполняют системообразующие функции в экономическом пространстве: обмен и распределение товаров и услуг, реализация отношений собственности и развитие межрегиональных хозяйственных отношений. Это актуально в условиях санкционного давления. В исследовании провели анализ ряда социально-экономических показателей, которые определяют особенности функционирования локальных рынков в целом и строительной продукции в частности. В выборку исследования включили локальные рынки строительной продукции Белгорода, Воронежа, Курска, Липецка и Тамбова. Период исследования 2017–2021 гг. Источником информации послужили данные Федеральной службы государственной статистики. В исследуемых городах Центрально-Черноземного макрорегиона за анализируемый период выявили прирост объемов производства строительной продукции и строительных работ на душу населения, что свидетельствует о динамичном развитии локальных рынков данной сферы. Локальный рынок строительной продукции в Белгородской, Воронежской, Липецкой и Курской областях является профильным. Выделили основные стратегические приоритеты локальных рынков: рост ассортимента и качества товаров локальных рынков, обеспеченности спроса и удовлетворенности общества и бизнеса от потребления продукции; преодоление инфраструктурных ограничений и повышение доступности и качества рыночной инфраструктуры разных секторов; сокращение уровня межтерриториальной дифференциации в развитии локальных рынков; ускоренное и устойчивое социально-экономическое развитие территорий на основе прогресса локальных рынков; достижение безопасности территорий за счет обеспеченности товарами локальных рынков. Данное исследование дополняет цикл работ в области теории и методологии стратегирования. Полученные результаты обладают практической ценностью и могут быть использованы для разработки стратегий городов и регионов, а также строительной отрасли промышленности.
Ключевые слова
стратегирование, приоритет, локальный рынок, строительная продукция, регион, город, локалитет, Центральное Черноземье
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Антохонова И. В., Полухина О. А., Сайбонова Л. Н. Методические подходы к исследованию локального рынка ИТ-услуг в информационном пространстве региона // Статистика и экономика. 2017. № 1. С. 3–10. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-1-
  2. Бодрунов С. Д. Стратегия перехода к новому мирохозяйственному укладу и ноообществу: индустриальный аспект // Экономика промышленности. 2023. Т. 16. № 2. С. 135–140. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-2-135-140
  3. Гранберг А. Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 9–15.
  4. Данильченко В. А. Научные основы оценки регионального потребительского рынка // Вопросы современной экономики. 2013. Т. 1. № 1. С. 93–112.
  5. Екимова К. В., Буравова С. В., Савельева И. П. Локальные рынки в структуре региональной экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2011. Т. 258. № 41. С. 14–18.
  6. Ерок А. Д. Теория локальных рынков и ее развитие в условиях цифровой экономики современных регионов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2018. Т. 70. № 4. С. 35–49. https://doi.org/10.17277/voprosy.2018.04.pp.035-049
  7. Жихаревич Б. С. Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта. СПб.: Леонтьевский центр, 2004. 288 с.
  8. Журавлев Д. М., Чаадаев В. К. Стратегические инструменты роста промышленного сектора экономики в условиях шестого большого цикла Кондратьева // Экономика промышленности. 2023. Т. 16. № 3. С. 253–262. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-3-253-262
  9. Квинт В. Л. К истокам теории стратегии: 200-летие издания теоретической работы генерала Жомини. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2017. 51 с.
  10. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. T. I. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
  11. Лаврикова Ю. Г. Стратегические приоритеты пространственного развития регионов в сетевой экономике // Вестник УГТУ-УПИ. Серия: Экономика и управление. 2008. № 5. С. 37–49.
  12. Лапаева М. Г., Гущина А. А. Основные свойства локальных рынков // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 3. С. 31–34.
  13. Лобова С. В., Евтушенко Н. В. Совершенствование функционирования локального рынка: воспроизводственный аспект. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2015. 174 с.
  14. Минакир П. А. О стратегии роста российской экономики // Пространственная экономика. 2016. № 2. С. 158–167. https://doi.org/10.14530/se.2016.2.158-167
  15. Новикова И. В. Стратегический лидер в цифровой экономике: роль, качества и характеристики // Социально-трудовые исследования. 2021. Т. 45. № 4. С. 150–160. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2021-45-4-150-160
  16. Новоселов С. Н., Новоселова Н. Н. Институциональные императивы и финансово-информационный инструментарий развития отраслевых систем // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 2. С. 229–233.
  17. Сасаев Н. И. Анализ стратегического подхода к отраслевому развитию в России // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 3. С. 348–362. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-3-348-362
  18. Татаркин А., Козлова О. Стратегия сбалансированного планирования регионального развития // Общество и экономика. 2008. № 5. С. 88–100.
  19. Филимоненко И. В. Методика оценки и выбора эффективных локальных рынков региона // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2006. Т. 6. № 1. С. 128–135.
  20. Хворостяная А. С. Стратегическая трансформация брендов легкой промышленности и индустрии моды // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 1. С. 86–96. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-1-86-96
  21. Черкасов В. А. Дефиниции, характеризующие локальные продовольственные рынки // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 11. С. 168–172.
  22. Шацкая И. В. Стратегирование цифровой трансформации высшего образования // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 4. С. 571–583. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-571-583
  23. Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York, London: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
Как цитировать?
Манаева И. В., Бурдинская Д. М. Стратегические приоритеты развития локальных рынков строительной продукции Центрального Черноземья // Стратегирование: теория и практика. 2024. Т. 4. № 2. С. 161–175. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-2-161-175
О журнале