Том 4, №1, 2024
4548
Аннотация
Возобновление социально-экономического роста является важной задачей для России. За 33 года новой России валовый внутренний продукт увеличился примерно на 20 %, в то время как в Европейском союзе – в 1,5 раза, в США – в 2 раза, в постсоциалистических странах Европы – в 2,5 раза, в развивающихся странах – в 3–5 раз, в Китае – в 12,7 раза. Зв последние 10 лет (2013–2022 гг.) ВВП России в расчете на душу населения (население России увеличилось из-за присоединения Крыма) не увеличился. Валовые накопления в основной капитал снизились, значительно сократился объем розничного товарооборота и реальные доходы населения. По сравнению с советским периодом все показатели международных рейтингов о месте России среди стран мира упали. С каждым десятилетием мы все больше отстаем от других стран по ожидаемой продолжительности жизни – один из главных общественных показателей, переместившись на сотые места. Седьмой год в России идет сокращение населения. Сохранность народа подорвана. В первой части статьи рассмотрен опыт Китая, Японии и Южной Кореи по переходу к высокому и длительному росту экономики и социальной сферы, позволивший им занять лидирующие места в мире по многим показателям, покончив за 30–40 лет с глубокой отсталостью. Но их опыт нельзя прямолинейно использовать в России из-за специфики этих стран и их отличий от России. Поэтому во втором разделе статьи были рассмотрены «рейганомика» в США и «тэтчеризм» в Великобритании, позволившие этим странам выбраться из периода стагнации и кризисов, в которых они пребывали примерно десятилетие, что сходно с Россией, и смогли переломить ситуацию и возобновить социально-экономический рост на базе научно-технологического подъема, перейдя на инновационный путь развития. Это для нас особенно важно. В третьей части рассмотрели ряд стран с высокими темпами роста за последние 10 лет, а также сложные и турбулентные ситуации мировой экономики, чтобы выделить специфические действия этих стран по борьбе с существующими негативными трендами экономического развития. Исходя из опыта ряда передовых зарубежных стран, в заключении даны комплексные уроки для России и сформулированы меры по ускоренному и устойчивому социально-экономическому развитию России на среднесрочную и долгосрочную перспективу до 2035 г.
3256
Аннотация
Когда в конце февраля 2022 г. на Россию обрушились санкции, западные и некоторые отечественные экономические институты стали прогнозировать различные катастрофы в отношении российской экономики. Однако ни в 2022 г., ни в 2023 г. эти прогнозы не оправдались. Причины ошибочного прогнозирования могут быть связаны как с техническими трудностями, связанными с невозможностью разработать надежный прогноз в условиях быстро меняющейся ситуации, так и с характером используемой модели, а также с идеологической или политической предвзятостью прогнозистов. Однако даже некоторые российские институты не были застрахованы от ошибок прогнозирования. В результате масштабный экономический рост, начавшийся в России во втором квартале 2023 г., стал для экономистов сюрпризом. Существует ли вероятность, что такая ситуация повторится в 2024 г.?
3522
Аннотация
Стратегия как молодая наука постоянно развивается и обогащается. Отечественная школа стратегирования, основоположником которой является академик В. Л. Квинт, сформировала теоретические и методологические основы, а также аккумулировала практический опыт разработки и реализации стратегий развития стран, регионов, городов, отраслей и предприятий. Многолетняя практика преподавания теории стратегии и методологии стратегирования под научным руководством Владимира Львовича Квинта, реализуемая в стенах Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и его филиалах в Словении и Армении, Кемеровского государственного университета, Университета науки и технологии «МИСИС», по уникальным программам магистратуры позволяет сформировать у специалистов систему стратегического мышления и профессиональные компетенции в сфере стратегирования. В статье, подготовленной к 75-летнему юбилею В. Л. Квинта, рассмотрены его основные достижения как ученого и практика стратегирования в России и мире.
3536
Аннотация
На современном этапе развития человечества стратегирование стало сферой профессиональной деятельности. Растущий спрос на специалистов, которые обладают стратегическим мышлением, обусловил актуальность внедрения магистерской программы «Экономическая и финансовая стратегия» в образовательный процесс Кемеровского государственного университета. Данная магистерская программа не только дает качественное и современное экономическое образование, востребованное обществом и учитывающее текущие тенденции, но и предусматривает углубленную подготовку экономистов-стратегов – лидеров регионального и отраслевого уровня в Кузбассе. Магистерская программа является аналогом образовательной программы подготовки магистров мирового уровня в Московской школе экономики МГУ имени М. В. Ломоносова. Однако она обладает региональной спецификой, опираясь на потребности территории при реализации Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на период до 2035 г. и более долгосрочную перспективу. Стратегия была разработана научной школой стратегирования при руководстве академика, иностранного члена РАН, д-ра экон. наук, профессора, руководителя Центра стратегических исследований Института математических исследований сложных систем Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Владимира Львовича Квинта.
3034
Аннотация
Стратегический анализ туристического сектора России в целом и Приморского края в частности актуализирует цель регионального социально-экономического развития. Успешность реализации данной цели может быть осуществлена с помощью комплекса задач. Основной задачей является удовлетворение потребностей людей – как местных жителей, так и внешних – по отношению к объекту стратегирования. Актуальность исследования определена необходимостью поиска стратегических факторов, которые способствуют устойчивому территориальному развитию. Изучили четыре области экономики впечатлений – развлечение, обучение, эстетика и эскапизм. Дополнительно рассмотрели факторы, которые влияют на привлекательность региона для туристов, а также значение создания впечатлений в туристическом опыте. Выбор приоритетов развития анализируется с точки зрения методики школы стратегирования академика В. Л. Квинта. Применение экономики впечатлений является новым подходом в стратегическом развитии туристической индустрии региона. Исследование подтверждает, что для туристов важно не только качество предоставляемых услуг, но и возможность получить впечатления, которые они могут испытать во время посещения Приморского края.
Трансформация системы стратегических коммуникаций предприятий легкой промышленности и индустрии моды
3887
Аннотация
Ускоренный цикл обновления коллекций на предприятиях легкой промышленности и индустрии моды ведет к истощению производственного ресурса при отсутствии спроса на него и негативной реакции потребителей, озабоченных вопросами экологии и загрязнения окружающей среды. Повышенный интерес к экологически чистым материалам и бережливому производству вызывает рост популярности брендов, которые внедряют устойчивые практики ведения предпринимательства. Актуальность выбранной темы связана с тем, что система стратегических коммуникаций предприятия индустрии моды подвержена качественным изменениям из-за трендов и закономерностей. Изменение принципов, философии, идеологии и стратегических приоритетов предприятия отрасли в контакте экологических преобразований должно быть видимым для потребителя. Новизна работы обусловлена слабой изученностью темы трансформации системы стратегических коммуникаций для предприятий легкой промышленности и индустрии моды. Цель – выявить обновленный рабочий инструментарий системы стратегических коммуникаций для эффективного долгосрочного развития брендов легкой промышленности и индустрии моды. Статья основана на теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта. Для достижения цели исследования были использованы такие методы, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и бенчмаркинг. В работе были исследованы ключевые стратегические тренды и закономерности, которые формируют новые стратегические принципы предпринимательства в легкой промышленности и индустрии моды. Сформулирована обновленная система стратегических коммуникаций для донесения потребителям информации о новых ценностях.
3869
Аннотация
Разработка стратегии развития объекта любого уровня (предприятие, отрасль, регион, страна) нуждается в дополнении экономико-математическими методами и моделями. В практике стратегирования широкое применение находят эконометрические модели различных типов, включая модели панельных данных, векторные авторегрессии, методы многомерного статистического анализа, структурные модели на базе методологии «затраты – выпуск» и агент-ориентированные модели. Этапы разработки стратегии и содержание категорий «прогноз» и «стратегия» рассматриваются согласно теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта. Изучение методов прогнозирования и моделирования социально-экономических объектов позволяет подобрать необходимый инструментарий для целей стратегирования. Количественные методы и инструментальные средства имеют свои особенности применения в зависимости от их употребления для целей прогнозирования или стратегирования. Процесс стратегирования разбит на три этапа: анализ объекта стратегирования, процесс стратегирования и оценка результатов внедрения стратегии. На каждом этапе решается свой круг задач и используются определенные экономико-математические методы. Мы рассмотрели и систематизировали практический опыт применения различных методов на каждом этапе, включая обзор литературы. Нет общепринятых классификаций и рекомендаций применения математических методов для определенного типа задач или конкретного этапа стратегирования. Практика применения экономико-математического инструментария в стратегировании только формируется. Одним из препятствий для корректного применения математического инструментария является низкое качество статистических данных и невозможность построения длинных динамических рядов показателей по единой методологии. Применение экономико-математических моделей в стратегировании требует знания теории, наличия практического опыта и интуиции.
3479
Аннотация
В 2024 г. Россия председательствует в БРИКС, определив свою глобальную стратегию как «укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности». Данная стратегия, согласно методологии академика В. Л. Квинта, потребует уточнения соответствующих международных, национальных и корпоративных стратегий компаний – участниц стран БРИКС. В условиях экономики данных, применения алгоритмов обработки и анализа данных, включая решения в области искусственного интеллекта, мы выдвинули гипотезу о том, что опираясь на методологию В. Л. Квинта, которая определяет стратегию как мудрость, умноженную на точно выбранный вектор атаки с оценкой ресурсной ограниченности, можно предположить, что методология моделирования систем, изложенная в трудах профессора Л. А. Бахвалова, в ее современной адаптации на основе модельно-ориентированного системного инжиниринга 2.0, изложенного в трудах профессоров А. А. Романова и В. В. Кондратьева, может способствовать разработке подходов по многокритериальному моделированию связанных межстрановых и межотраслевых корпоративных стратегий на основе методологии цифрового двойника систем деятельности на политиках интероперабельности. Одним из сегментов отраслей повестки БРИКС является отрасль капитального строительства в части реализации крупных инфраструктурных и промышленных объектов. Поэтому актуальной становится разработка подходов по моделированию стратегий развития с применением модельно-ориентированного системного инжиниринга 2.0.
4935
Аннотация
Миссия современного медицинского учреждения здравоохранения вышла за пределы оказания только качественной и безопасной медицинской помощи. Сегодня медицина способствует росту благосостояния страны через профилактику заболеваний, восстановление здоровья больных и повышение качества жизни населения. Формирование комплексных стратегических документов, которые отражают интересы учреждения и его сотрудников, а также интересы потребителей услуг (пациентов), позволяет решить приоритетные задачи, стоящие перед отраслью, и минимизировать стратегические вызовы, с которыми сталкивается современная медицина. Объектами исследования являлись отрасль здравоохранения, тренды и тенденции развития современной медицины, стратегический вектор развития медицинского учреждения, стратегические возможности и вызовы. Использовали OTSW-анализ, сравнительный анализ и методы статистики. Стратегия отрасли здравоохранения является элементом социально-экономической стратегии региона. Однако она требует детализации и необходимости наращивания компетенций представителей медицинского сообщества в области стратегического менеджмента. На основе методологии стратегирования иностранного члена РАН В. Л. Квинта определили приоритеты стратегического развития медицинского учреждения, обозначили глобальные и региональные тренды и привели примеры определения стратегических преимуществ и возможных угроз. Результаты исследования могут быть использованы при формировании отраслевых стратегий в области здравоохранения и корпоративных стратегий медицинских учреждений.