ISSN 2782-2435 (Печать),
ISSN 2782-2621 (Онлайн)

Роль целевых индикаторов при мониторинге реализации стратегии

Аннотация
В настоящее время разрабатываются стратегии различных уровней, но которые не всегда реализуются. Администрация крупных городов уделяет внимание разработке стратегии как для города в целом, так и для его транспортной системы. Для реализуемых стратегий возникают сложности в процессе мониторинга их выполнения. Цель работы – выявить показатели, которые могли бы быть использованы на начальных этапах стратегирования (этап формирования целей и задач разрабатываемого приоритетного направления), для того, чтобы они стали главным инструментом мониторинга реализации разработанной стратегии города. Проанализировали международный и отечественный опыт рейтингов транспортных систем, научные исследования о роли рейтингов и их применении в стратегическом планировании, а также о формировании индикаторов развития. Изучили опыт Москвы по разработке и реализации стратегических документов развития городской транспортной системы. Анализ показал, что на начальных этапах разработки стратегических документов необходимо создавать не только небольшой перечень основных индикаторов реализации с методикой сбора и анализа информации, который будет показывать реальную ситуацию по каждому направлению, но и перечень индикаторов второго уровня для более полного понимания ситуации. За счет детализации эти показатели будут объяснять основные индикаторы и качественно их раскрывать с разных аспектов.
Ключевые слова
целевые индикаторы, показатели развития, транспортная стратегия, мониторинг реализации стратегии, рейтинг городов, общественный транспорт
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Алимурадов М. К. Межрегиональная конкуренция за стратегические экономические факторы // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 2. С. 163–172. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-163-172
  2. Вучик В. Р. Транспорт в городах, удобных для жизни. М.: Территория будущего, 2011. 574 с.
  3. Карасев О. И., Кривцова А. О. Индикаторы транспортного развития мегаполисов // Инновации и инвестиции. 2019. № 7. С. 206–212.
  4. Квинт В. Л., Хворостяная А. С., Сасаев Н. И. Авангардные технологии в процессе стратегирования // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 11. С. 1170–1179. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-11-1170-1179
  5. Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива / под науч. ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 283 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2812-3
  6. Рисин И. Е. Сравнительная характеристика показателей системы мониторинга реализации региональных стратегий // Регион: системы, экономика, управление. 2020. Т. 49. № 2. С. 78–83.
  7. Селиверстов С. А., Селиверстов Я. А. Разработка показателей интегрального развития транспортной системы мегаполиса // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5.
  8. Хворостяная А. С., Дмитриева О. В. Основные элементы системы стратегического управления цифровизацией в муниципальных образованиях // Экономика устойчивого развития. 2020. Т. 43. № 3. С. 112–115.
  9. A methodological framework for benchmarking smart transport cities / A. K. Debnath [et al.] // Cities. 2014. Vol. 37. P. 47–56. https://doi.org/10.1016/j.cities.2013.11.004
  10. A multidisciplinary sustainability index to assess transport in urban areas: A case study of Donostia-San Sebastian, Spain / U. Oses [et al.] // Journal of Environmental Planning and Management. 2017. Vol. 60. № 11. P. 1891–1922. https://doi.org/10.1080/09640568.2016.1264374
  11. Assessment of transport performance index for urban transport development strategies – Incorporating residents' preferences / L. Ambarwati [et al.] // Environmental Impact Assessment Review. 2017. Vol. 63. P. 107–115. https://doi.org/10.1016/j.eiar.2016.10.004
  12. Comprehensive public transport service accessibility index – A new approach based on degree centrality and gravity model / R. Yang [et al.] // Sustainability. 2019. Vol. 11. № 20. https://doi.org/10.3390/su11205634
  13. Decomposing journey times on urban metro systems via semiparametric mixed methods / R. Singh [et al.] // Transportation Research Part C: Emerging Technologies. 2020. Vol. 114. P. 140–163. https://doi.org/10.1016/j.trc.2020.01.022
  14. Giffinger R., Haindlmaier G., Kramar H. The role of rankings in growing city competition // Urban Research and Practice. 2010. Vol. 3. № 3. P. 299–312. https://doi.org/10.1080/17535069.2010.524420
  15. Influential factors affecting travelers’ mode choice behavior on mass transit in Bangkok, Thailand / P. Witchayaphong [et al.] // Sustainability. 2020. Vol. 12. № 22. https://doi.org/10.3390/su12229522
  16. Lättman K., Olsson L. E., Friman M. A new approach to accessibility – Examining perceived accessibility in contrast to objectively measured accessibility in daily travel // Research in Transportation Economics. 2018. Vol. 69. P. 501–511. https://doi.org/10.1016/j.retrec.2018.06.002
  17. Shaheem S., Shijil K., Sreelekshmi S. Development of public transport serviceability index for metro cities – A case study of Kochi City // Proceedings of the Fifth International Conference of Transportation Research Group of India: 5th CTRG Volume 2 / eds. A. K. Maurya [et al.]. Singapore: Springer, 2022. P. 369–379. https://doi.org/10.1007/978-981-16-8259-9_23
  18. Sinniah G. K., Li X. Y., Abdulkarim S. The framework for assessing public transportation by using competitiveness index indicators // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2021. Vol. 1153. https://doi.org/10.1088/1757-899X/1153/1/012012
  19. Waiting time and headway modelling for urban transit systems – A critical review and proposed approach / M. Ansari Esfeh [et al.] // Transport Reviews. 2021. Vol. 41. № 2. P. 141–163. https://doi.org/10.1080/01441647.2020.1806942
Как цитировать?
Кузнецова К. В., Воронин В. Ю. Роль целевых индикаторов при мониторинге реализации стратегии // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 4. С. 454–471. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-4-454-471
О журнале