Том 3, №3, 2023
5156
Аннотация
Одна их важнейших функций государства – стратегическое планирование социально-экономического развития. Современное государство в передовых странах как представитель интересов всего общества, всех социальных слоев и поколений на основе прогнозирования тенденций будущего развития в стране и в мире определяет национальные интересы, цели и приоритеты развития, реализует их с помощью стратегических и индикативных планов, программ и проектов, институтов развития. Вопреки широко распространенному в «мейнстриме» экономической мысли мнению о нецелесообразности государственного вмешательства в деятельность «невидимой руки» рынка, современная практика государственного управления доказала необходимость стратегического планирования социально-экономического развития как необходимого условия успешного экономического роста. Цель исследования – выявление методологических основ эффективного стратегического планирования. В статье использованы традиционные методы научного исследования – анализ и синтез, обобщение и сравнение. Новизна обусловлена слабой изученностью темы в научной литературе. Сформулированы методологические рекомендации, которые могут найти практическое применение при корректировке государственной политики.
5533
Аннотация
Статья продолжает исследования, посвященные моделированию методами многомерного статистического анализа показателей национальной силы и национальной безопасности стран мира как интегральных индикаторов, характеризующих совокупный потенциал каждой страны, а также эффективность его использования при стратегическом развитии ее социо-эколого-экономической системы. Рассматривается влияние на экономический потенциал стран их участие в сети международной торговли, формализуемой в виде графа, в котором вершинами являются страны, а ребрами – потоки товаров между ними. Сконструированы индексы центральности (значимости) стран в сети международной торговли, отражающие как потенциал влияния отдельной страны в этой сети, так и ее уязвимость (зависимость от партнеров), которые учитывают национальную силу самой страны, стран-партнеров и значимость товарооборота с ними. С помощью предложенных индексов центральности на примере глобального кризиса периода пандемии, а также локального кризиса, вызванного введенными в 2014 году санкциями в отношении России, рассмотрена способность экономик стран с высоким значением национальной силы адаптироваться к условиям кризиса. Построены регрессионные модели: 1) модель экономического блока национальной силы стран, учитывающая объем товарооборота и индекс уязвимости в сети международной торговли; 2) модель прироста ВВП стран, учитывающая прирост экономического блока национальной силы, объем товарооборота и прирост объема экспорта, а также индекс уязвимости в сети международной торговли.
5173
Аннотация
В настоящее время мир захлестывает волна цифровой экономики. Страны всего мира соревнуются за стратегическую командную высоту в цифровой экономике. Чтобы твердо использовать эту важнейшую историческую возможность и быстрее трансформировать и модернизировать свою экономическую структуру, Россия продолжает укреплять основные возможности цифровой экономики, такие как информационная инфраструктура, информационные технологии нового поколения, индустрия ИКТ, человеческие ресурсы, информационная безопасность и контроль цифровой среды. Цель исследования: конкурентный анализ национального стратегического планирования цифровой экономики Китая и России. Научно-исследовательские цели: 1) дать определение цифровой экономике; 2) показать текущее улучшение цифровой экономики; 3) изучить цифровую экономику России; 4) исследовать цифровую экономику Китая. Методология исследования: изучение теоретической литературы, сбор и анализ данных. Результаты исследования. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» предполагает создание условий для развития крупных компаний отрасли информационно-коммуникационных технологий в целях защиты национальных интересов в условиях цифровой экономики. В 2021 г. инвестиции России в развитие цифровой экономики достигли в сумме 4,094 трлн рублей. Это представляет собой увеличение на 7,8 % по сравнению с 2020 г. и составляет 3,7 % ВВП. За последнее десятилетие цифровая экономика Китая добилась всемирно известных достижений в области развития. Общий масштаб был вторым лучшим в мире в течение многих лет. Строительство информационных и коммуникационных сетей является мировым лидером по масштабам. Стратегия «Широкополосный Китай» была тщательно реализована. В стране построена крупнейшая в мире оптоволоконная и мобильная широкополосная сеть. Протяженность оптических кабельных линий увеличилась в 2,7 раза с 14,79 млн км в 2012 г. до 54,81 млн км в 2021 г. К июню 2022 г. общее количество стоек центров обработки данных в Китае превысило 5,9 млн стандартных стоек, и было построено 153 национальных экологически чистых центра обработки данных. В ключевых основных технологиях произошли прорывы. Инвестиции в исследования и разработки цифровых технологий увеличиваются с каждым годом. Уровень цифровизации в сфере услуг значительно вырос. Цифровая трансформация сельского хозяйства неуклонно продвигается вперед. В Китае глубокая реализация стратегии развития была сосредоточена на инновациях, продвижении ключевых технологических исследований и построении независимой и контролируемой промышленной экологии.
5051
Аннотация
Образовательные системы исключительно важны для перехода регионов ресурсного типа к устойчивому развитию. Но в качестве объекта стратегирования они изучены недостаточно. Существующие определения и описания структуры не вполне соответствуют общей теории социально-экономических систем, поэтому требуется теоретико-терминологический анализ данного понятия. Исследование опирается на общую теорию стратегии и методологию стратегирования В. Л. Квинта, структурно-системный анализ, логическую методологию разработки определений. Объектом исследования являются существующие подходы к определению понятия и структуры образовательных систем, включая работы, представленные в Российском индексе научного цитирования. С позиции общей теории систем разработано определение понятия «образовательная система региона ресурсного типа» как комплекс индивидов, организаций, институтов, находящихся в педагогически-психологических, организационных, социально-экономических отношениях между собой по поводу формирования человеческого капитала в целях устойчивого инклюзивного развития человека, бизнеса, ресурсного региона, создания и трансфера практик постэкстрактивизма. Данное определение отличается от имеющихся подходов включением в состав системы не только элементов, но и отношений, а также учетом ее цели. Разработана концептуальная схема целостной стратегии развития образовательной системы региона ресурсного типа. Это дает возможность стратегирования всех элементов, начиная от стратегии развития образовательной системы региона ресурсного типа в целом, заканчивая личностными стратегиями обучающихся и сотрудников образовательных организаций. Результаты могут быть использованы образовательными организациями, органами власти и управления при стратегировании образовательных систем.
5276
Аннотация
Реализация энергетических проектов в Арктике требует применения передовых технологий, способных обеспечить эффективное и безопасное выполнение задач в суровых природно-климатических условиях. Одной из ключевых тенденций в нефтегазовом комплексе является использование беспилотных аппаратов, позволяющих выполнять сложные технологические операции без непосредственного участия человека. Беспилотники способны выполнять широкий перечень задач в рамках реализации энергетических проектов, таких как доставка грузов на месторождения, осуществление мониторинга внешней среды, проведение сейсморазведки, выполнение фото и видеосъемки и др. Ключевым преимуществом беспилотных аппаратов является возможность бесперебойной круглосуточной работы вне зависимости от внешних обстоятельств. Применение беспилотников позволяет существенно сократить время доставки груза, а также обеспечивает стабильность перевозок в любых погодных условиях за счет устойчивости к климатическим условиям Арктики. По оценкам экспертов применение беспилотных технологий значительно повышает эффективность логистики на месторождениях и увеличивает объемы поставок необходимого оборудования и материалов. В настоящее время на арктических нефтегазовых месторождениях применяются подводные, наземные и воздушные беспилотники, создаваемые российскими производителями. Достигнутые результаты в сфере разработки беспилотных технологий создают предпосылки для долгосрочного развития в данной области. По мере расширения технических возможностей применяемых аппаратов увеличивается спектр задач в рамках их использования (проведение магниторазведки, картографирование земельных участков, лазерное сканирование при составлении цифровых моделей местности и др.). Для современных нефтегазовых компаний, реализующих энергетические проекты в Арктике, развитие компетенций в области применения беспилотных технологий является важнейшей стратегической задачей в долгосрочной перспективе.
5310
Аннотация
В статье исследуются вопросы стратегических подходов к строительству энергоэффективных зданий в контексте зеленого строительства. Рассмотрены международные и российские стандарты экологичности как инструмент повышения эффективности зеленого строительства. Цель исследования – выявить особенности текущего состояния энергоэффективности зданий в России и определить стратегические тренды развития. Задачи – изучить нормативно-правовую базу, стимулирующую стратегическое развитие зеленого строительства и повышение энергоэффективности; обзор применяемых энергоэффективных технологий; обзор национальных экологических стандартов.
8906
Аннотация
В статье анализируется стратегический подход к отраслевому развитию в России. Для этого изучается нормативно-правовая среда (стратегии, программы, проекты), которая формирует условия функционирования отраслей экономики и задает вектор отраслевого развития. Детальный анализ стратегий, программ и проектов указал на ряд значимых недостатков, существенно снижающих эффективность системы государственного управления долгосрочным отраслевым и социально-экономическим развитием. Учитывая теоретические основания значимости развития отраслей экономики в контексте обеспечения социально-экономического развития, практический опыт выстраивания на базе отраслей эффективных драйверов роста, а также имеющиеся методологические ошибки в стратегическом подходе к разработке и реализации отраслевых стратегий в России, обосновывается необходимость и важность изменения методологического подхода к стратегированию в России. В качестве эффективного решения предлагается использовать методологию отраслевого стратегирования, базирующуюся на общей теории стратегии и методологии разработки и реализации стратегий отечественной школы стратегирования, основоположником которой является академик, Иностранный член РАН В. Л. Квинт.
4949
Аннотация
Аннотация: Индустриальное развитие России в условиях беспрецедентных санкций требует стратегического развития выпуска промышленного оборудования. Однако стратегирование производства промышленного оборудования в условиях «новой нормальности» изучено недостаточно. Цель исследования – разработка стратегических приоритетов производства промышленного оборудования в современных экономических условиях. Объект исследования – предприятия по выпуску промышленного оборудования в Кемеровской области – Кузбассе. Методологическая основа исследования – теория стратегии и методология стратегирования В. Л. Квинта, теоретические представления о «новой нормальности» в экономике. В ходе OTSW-анализа определены ключевые тренды производства промышленного оборудования, возможности развития объекта стратегирования. Установлены ценности и интересы стейкхолдеров отрасли. Это позволило сформулировать миссию выпуска промышленного оборудования. В зависимости от наличия конкурентных преимуществ стратегические приоритеты разделены на приоритеты первого и второго порядков. К приоритетам первого порядка отнесены развитие кластерных форм сотрудничества и реализация совместных проектов большого числа предприятий по выпуску промышленного оборудования; создание инновационной экосистемы производства промышленного оборудования на основе модели открытых инноваций; стратегическая синергия планов развития с заказчиками и поставщиками. К стратегическим приоритетам второго порядка, которые должны реализовываться на последующих этапах реализации стратегии, отнесены экспорт продукции в страны, заинтересованные в национальном промышленном развитии, выпуск наиболее полного спектра оборудования для горной промышленности, достижение лидирующего уровня технической вооруженности. Результаты исследования могут быть использованы для принятия решений производителями и потребителями промышленного оборудования, органами власти.