ISSN 2782-2435 (Print),
ISSN 2782-2621 (Online)

Стратегический анализ факторов размещения промышленного предприятия

Аннотация
В статье были рассмотрены вопросы, связанные с разработкой стратегии размещения промышленного предприятия, которая является частью корпоративной стратегии и ориентируется на сформулированные в ней ценности и интересы. Стратегия размещения предприятия часто связана со стратегией входа. Цель работы – стратегический анализ факторов, определяющих местоположение промышленного предприятия в зависимости от выбранных критериев оценки и отраслевой специфики анализируемого предприятия. Исследование опирается на теорию стратегии и методологию стратегирования академика В. Л. Квинта. Это позволяет разработать стратегию выбора местоположения промышленного предприятия с учетом глобальных, национальных и отраслевых трендов долгосрочного развития предприятия, а также с учетом анализа внешней и внутренней среды предприятия. Стратегический анализ факторов размещения и сравнение альтернативных вариантов был проведен с помощью OTSW-анализа и специальных методов принятия решений. В работе была выполнена констатация и анализ релевантности факторов размещения предприятия от первых теоретических работ до современных эмпирических исследований, основанных на опросах менеджеров компаний и эконометрическом анализе факторов, оказывающих влияние на размещение предприятия. Был сформулирован общий алгоритм разработки стратегии размещения промышленного предприятия. При разработке стратегии размещения промышленного предприятия в той или иной степени остается фактор субъективности, связанный с решениями людей. Теория стратегии и методология стратегирования позволяет нивелировать отрицательные последствия субъективных решений.
Ключевые слова
стратегия, стратегический анализ, размещение промышленного предприятия, стратегия предприятия, факторы размещения, OTSW-анализ, местоположение предприятия
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Анимица Е. Г., Анимица П. Е., Денисова О. Ю. Эволюция научных взглядов на теорию размещения производительных сил // Экономика региона. 2014. Т. 38. № 2. С. 21–32.
  2. Вебер А. Теория размещения промышленности: С прилож. работы Шлира «Промышленность Германии с 1860 г.». Ленинград, М.: Книга, 1926. 223 с.
  3. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 495 с.
  4. Изотов Д. А. Новая экономическая география: границы возможностей // Пространственная экономика. 2013. № 3. С. 123–160.
  5. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
  6. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 2. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2020. 162 с.
  7. Квинт В. Л. Стратегическое лидерство Амира Тимура: комментарии к Уложению. СПб.: РАНХиГС, 2021. 204 с. https://doi.org/10.22394/978-5-89781-696-5-1-204
  8. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес атлас, 2012. 626 с.
  9. Мариев О. С., Давидсон Н. Б. Факторы размещения предприятий в российских городах // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2018. Т. 17. № 6. С. 950–969. https://doi.org/10.15826/vestnik.2018.17.6.042
  10. Региональная экономика и пространственное развитие в 2 т. Том 1: Региональная экономика. Теории, модели и методы / под общ. ред. Л. Э. Лимонова. М.: Издательство Юрайт, 2022. 319 с.
  11. Стивенсон В. Дж. Управление производством. М.: Издательство БИНОМ, 1999. 927 с.
  12. Тюнен И. Г. Изолированное государство. М.: Экономическая жизнь, 1926. 326 с.
  13. Badri M. A. Dimensions of industrial location factors: Review and exploration // Journal of Business and Public Affairs. 2007. Vol. 1. № 2. P. 1–26.
  14. Canel C., Das S. R. Modeling global facility location decisions: integrating marketing and manufacturing decisions // Industrial Management and Data Systems 2002. Vol. 102. № 1–2. Р. 110–118. https://doi.org/10.1108/02635570210419654
  15. Fujita M. A monopolistic competition model of spatial agglomeration: Differentiated product approach // Regional Science and Urban Economics. 1988. Vol. 18. № 1. P. 87–124. https://doi.org/10.1016/0166-0462(88)90007-5
  16. Fujita M., Krugman P., Venables A. J. The spatial economy. Cities, regions, and international trade. Cambridge: MIT-Press, 1999. 367 p.
  17. Ghorashi R., Mardikoraem M., Seifoddini H. K. Manufacturing site selection in a global environment: A new approach based on cluster analysis // Journal of Multidisciplinary Engineering Science and Technology. 2016. Vol. 3. № 3. P. 4290–4300.
  18. Krugman P. Increasing returns and economic geography // Journal of Political Economy. 1991. Vol. 99. № 3. P. 483–499. https://doi.org/10.1086/261763
  19. Ulgado F. M. Location characteristics of manufacturing investments in the US: A comparison of American and foreign-based firms // MIR: Management International Review. 1996. Vol. 36. № 1. P. 7–26.
  20. Venables A. J. Equilibrium locations of vertically linked industries // International Economic Review. 1996. Vol. 37. № 2. P. 341–359. https://doi.org/10.2307/2527327
Как цитировать?
Власюк Л. И. Стратегический анализ факторов размещения промышленного предприятия // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 3. С. 346–359. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-346-359
О журнале